Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
25 марта 2025

Один товар — одна страна происхождения, или новые вводные по закупкам от Минфина

207

Минфин дал разъяснения, в которых заявил, что заявки с предложением о поставке одного товара, произведенного в разных странах, подавать нельзя. Рассмотрим этот документ, узнаем, на чем основывается позиция регулятора, и определим, как действовать компании, желающей участвовать в закупке.

Нет и не предвидится

В письме от 13.03.2025 регулятор разъяснил, что указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке законом № 44-ФЗ не предусмотрено, а вопрос о введении в закон и подзаконные акты такой возможности в настоящее время не рассматривается.

Такое нарушение в случае заключения контракта может стать основанием для привлечения в административной ответственности. Об этом можно прочитать здесь.

Свою позицию Минфин аргументировал следующим.

1. Страна происхождения товара − существенное условие контракта.

Указание в заявке на участие в закупке нескольких стран, из которых может происходить поставляемый товар, означает, что не достигнуто соглашение по существенному условию, следовательно, есть основание считать контракт незаключенным.

Министерство сравнило условие о стране происхождения товара с указанием в заявке предложения о поставке конкретного товара, обладающего определенными товарным знаком (при наличии), характеристиками и потребительскими свойствами. Такие признаки не могут быть определены на этапе исполнения контракта.

2. Страна происхождения товара − основное условие для предоставления национального режима в сфере закупок.

«Защитные» меры, которые устанавливают изъятия из национального режима закупок, не предполагают множественности в вопросе о стране происхождения товара. А введение такой множественности могло бы повлечь невозможность реализации «защитной» меры.

Между тем разъяснения о применении мер по предоставлению национального режима в рамках закупок даны в письме Минфина от 31 января 2025 г.

Если кто-то не согласен…

Регулятор прокомментировал и возможные возражения о недопустимости указания нескольких стран происхождения товара при закупке.

Требование о представлении одной конкретной страны не обременяет участника закупки обязанностью иметь этот товар в наличии на момент подачи заявки. То есть, участник закупки должен принять меры по получению достоверной информации о товаре, который он собирается поставить.

Следует учитывать, что на это никак не влияют Правила государственной регистрации медицинских изделий, которые допускают указание в регистрационном удостоверении нескольких мест производства, поскольку они не регулируют вопросы заключения контракта, в т.ч. подачи заявки.

Таким образом, уполномоченный орган по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок «отсек» возможность предлагать в заявке поставку одного товара производства нескольких стран.

Как было и что делать

Изложенная в письме позиция противоречит сложившейся судебной практике, допускающей возможность указания нескольких стран происхождения в заявке.

Ранее указание нескольких стран не препятствовало применению мер по предоставлению национального режима. Правоприменители исходили из простой логики − признавали «иностранными» заявки, в которых в качестве страны происхождения товара указано хотя бы одно иностранное государство, не входящее в ЕАЭС.

Теперь заказчикам, по всей видимости, придется скорректировать привычные подходы и отклонять заявки из-за указания нескольких стран происхождения.  А поставщикам нужно будет уже на стадии подачи заявки четко выбирать только одну страну, даже если в документах на товар (например, в регистрационном удостоверении) их указано несколько.

О других актуальных вопросах, связанных с закупками, можно прочитать здесь и здесь.

telegram kormed

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 43, пп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ.

Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. № 1875.

До 01.03.2025 действовало постановление Правительства РФ от 27.12.2012 № 1416, с 01.03.2025 вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.11.2024 № 1684.

Определение Верховного Суда РФ от 20.06.2017 по делу № А49-307/2016.