Обнародован проект профстандарта руководителя медицинской организации… и еще 29 проектов новых профстандартов
Во вторник, 27 ноября 2018 года было опубликовано более 30 проектов профессиональных стандартов, которые касаются медицинских работников и работников в области здравоохранения (список представлен ниже). Наиболее важным из них является проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации». Данным правовым актом предлагается установить требования к квалификации, знаниям и опыту работы по следующим должностям:
№ | Должности | Наименование обобщенной трудовой функции | Требования к образованию и обучению | Требования к опыту практической работы |
---|---|---|---|---|
1. | Главный администратор медицинской организации | Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений | Высшее образование – бакалавриат или специалитет при наличии магистратуры по направлению «Общественное здравоохранение» | Не менее 2 лет по направлению деятельности в медицинской организации |
Комментарии Факультета Медицинского Права:
Направления бакалавриата и специалитета законодателем опущены, поэтому можно сделать вывод, что направление подготовки может быть любое.
После появления данного проекта стало более понятна целевая нагрузка магистратуры по направлению «Общественное здравоохранение», которую мы недавно обсуждали в нашей группе.
Со стажем тоже интересно вышло. В какой роли должен быть стаж в медицинской организации у лица без медицинского образования. Конечно он может быть, но по какому направлению деятельности совершенно неясно – в области администрирования МО или в области мытья полов. Почему же у нас почти каждая норма допускает тройное толкование, прямо, тьфу.
|
||||
2. | Уполномоченный по качеству в медицинской организации | Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации | Высшее образование-бакалавриат, специалитет, магистратура по направлению «Менеджмент», «Управление качеством», «Экономика», «Прикладная инженерия» дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Менеджмент здравоохранения» | Не менее 3 лет по направлению деятельности в медицинской организации |
Комментарии Факультета Медицинского Права:
Не совсем понятна мысль законодателя. Повышение квалификации по своему определению («совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации») не может быть по другой специальности, чем уже имеющаяся.
Но как же тогда лица с немедицинским образованием могут повысить свою квалификацию по медицинской специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»? Они не могут её повысить, так как такой квалификации у них попросту нет (зато есть другая – в сфере экономики, менеджмента и т.д.). Очевидно законодатель имел в виду повышение квалификации в рамках своей специальности, предполагающее получение компетенций (а не специальности), связанных с организацией здравоохранения и общественного здоровья
Что касается ПК по «Менеджменту в здравоохранении», то данное направление ПК требует законодательного урегулирования, а точнее расшифровки. Со времен появления данного термина в ЕКС (Приказ МЗ СР № 541) доподлинно неизвестно что входит в данное понятие.
Про стаж – все идентично, что и по п.1.
|
||||
3. | Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения в медицинской организации | Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения | Высшее образование – бакалавриат или специалитет при наличии магистратуры по направлению «Общественное здравоохранение» по профилю «Профилактика заболеваний и укрепление здоровья» и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» | Не менее 3 лет по направлению деятельности |
Комментарии Факультета Медицинского Права:
См. комментарии к предыдущему пункту про нелепость ДПО в форме ПК по «ОЗД» для лиц без «ОЗД» в «анамнезе».
|
||||
4. |
|
Управление финансово-экономической сферой медицинской организации | Высшее образование – специалитет, магистратура по специальности «Экономика», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и дополнительное профессиональное образование – повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» | Стаж работы в должности руководителя структурного подразделения не менее 3 лет ИЛИ не менее 1 года работы в органах исполнительной власти в сфере здравоохранения |
Комментарии Факультета Медицинского Права:
Опять двадцать пять – ну как может экономист пройти ПК по медицинской специальности «ОЗД»? Мы лично не знаем как.
|
||||
5. |
|
Управление медицинской организацией | Высшее образование –специалитет при наличии магистратуры по направлениям «Экономика», «Юриспруденция» «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент» и дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» | Стаж работы в должности заместителя руководителя медицинской организации не менее 3 лет ИЛИ не менее 2 лет работы в органах исполнительной власти в сфере здравоохранения |
Комментарии Факультета Медицинского Права:
Не только экономист может, но и юрист. Надо тогда начинать подготовку к подаче документов.
|
В продолжение темы о значении специальности «общественное здравоохранение», обращаем внимание на то, что согласно проекту, для руководства медицинской организации заканчивать ВУЗ по специальности «общественное здравоохранение» абсолютно не нужно. Для главы медицинской организации теперь есть 2 варианта: 1) должность главврача (высшее медобразование +переподготовка «по организации здравоохранения») и 2) должность директора (высшее юридическое/экономическое/государственное управление/ менеджмент + повышение квалификации «по организации здравоохранения»). Для специальности «Общественное здравоохранение» высшей должностью остается главный администратор МО /уполномоченный МО по качеству/уполномоченный МО по профилактике.
И еще один интересный момент, на который мы обратили внимание. Должность директора МО закрыта для людей с высшим медицинским образованием (!!!). То есть врач a priori не допускается к должности директора (даже врачи со специализацией по «Организации здравоохранения и общественному здоровью» и/или многолетним управленческим опытом). С другой стороны, пока что нигде не говорится, как именно будут соотносится должности директора и главврача. Тут можно предположить три варианта:
- Некоторые МО возглавляет директор (в них нет должности главврача), а некоторые главврач (в них нет должности директора);
- Во всех МО есть и директор, и главврач, но главврач подчинен директору;
- Во всех МО есть и директор, и главврач, они являются со-руководителями МО, каждый из них отвечает за свою сферу деятельности.
Полный запрет медицинским работникам на замещение должности директора МО оправдан лишь в варианте «3», однако исходя из того как трудовые функции директора МО расписаны в профстандарте – он наименее вероятен, никакого распределения компетенция там не просматривается. К сожалению, зная сегодняшние реалии и стремление максимально ужимать штатное расписание медицинского персонала, наиболее велики шансы на осуществление у варианта «1» – то есть директор рассматривается как «замена» главврачу. С учетом запрета назначения на должность директора медработников – подобный вариант принесет наибольшее количество проблем при реализации.
Ну, и напоследок, напоминаем, что проект профстандарта «Руководитель медицинской организации» был не единственным, вынесенным вчера на общественное осуждение. Мы приводим перечень всех проектов профессиональных стандартов, опубликованных 27.11.2018 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов:
Еще более 1750 статей.