О новых правилах исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из ежегодного плана проверок
Напомним нашим читателям о том, Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294-ФЗ) с 01.01.2016 по 31.12.2018 установлен мораторий (временное ограничение) на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого предпринимательства (за некоторыми исключениями, которые будут рассмотрены ниже).
О данных изменениях Факультет Медицинского Права 20.07.2015 уже писал заметку на тему «Об изменениях Федерального закона по осуществлению государственного контроля (надзора)».
Также вышеуказанными изменениями было определено, что в случае если организация была включена в ежегодный план проведения плановых проверок, однако полагает, что это было сделано в нарушение положений, статьи 26.1 ФЗ № 294-ФЗ, последняя вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановой проверки.
Во исполнение права на подачу заявления об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, Правительством РФ утверждены Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения проверок (Постановление Правительства от 26.11.2015 № 1268, далее – Постановлении № 1268).
Юридическая сила запрета на проведение плановых проверок с 01.01.2016 по 31.12.2018 в отношении медицинских организаций
Необходимо отметить, что право на подачу заявления об исключении из плана проверки, предусмотренное ч. 3 ст. 26.1 ФЗ № 294-ФЗ, предоставляется только тем медицинским организациям, которые являются субъектами малого предпринимательства.
Под субъектами малого предпринимательства в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее – ФЗ № 209-ФЗ) понимаются, в частности, коммерческие организации, соответствующие установленным в ст. 4 ФЗ № 209-ФЗ критериям, связанным с требованиями о структуре уставного капитала, о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также о средней численности работников.
Так, напоминаем, что выручка без НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год с 24.07.2015 года для малых предприятий не должна превышать 800 млн. рублей, а средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек.
Однако, следует обратить внимание на то, что запрет на проведение плановых проверок распространяется не на все юридические лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.
Так, в соответствии с ч. 9 ст. 9 ФЗ № 209-ФЗ к исключениям, не подпадающим под действие моратория на проведение проверок, относятся, в частности, юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения. Это связано с тем, что плановые проверки в отношении последних проводятся с установленной периодичностью.
Перечень таких видов деятельности, а также информация о периодичности проведения по ним плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» и включает в себя:
- Оказание амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (проверки проводятся не чаще 1 раза в год органами, лицензирующими медицинскую деятельность и не чаще 1 раза в два года органами, осуществляющими государственный пожарный надзор и санитарно-эпидемиологический надзор);
- Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи (проверки проводятся не чаще 1 раза в два года как органами, лицензирующими медицинскую деятельность, так и органами, осуществляющими государственный пожарный надзор и санитарно-эпидемиологический надзор);
- Оказание скорой медицинской помощи (проверки проводятся не чаще 1 раза в год органами, лицензирующими медицинскую деятельность).
Таким образом, мораторий на проведение плановых проверок с 01.01.2016 по 31.12.2018 не действует в отношении организаций, оказывающих стационарную, амбулаторно-поликлиническую, санаторно-курортную и скорую медицинскую помощь.
Однако, важно обратить внимание на то, что в соответствии с ФЗ № 294-ФЗ плановые проверки в отношении медицинских организаций проводятся не только органами, указанными в Постановлении № 944, но и многими другими органами, осуществляющими надзор. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что действие моратория на проведение плановых проверок, установленного ст. 26.1 ФЗ № 294-ФЗ как раз и распространяется на виды проверок, не вошедшие в Постановление № 944, а именно:
- проверки за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд);
- проверки в области государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (Росздравнадзор, Роструд);
- государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (Роскомнадзор);
- государственный пожарный надзор (Госпожнадзор) и государственный санитарно – эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор) при осуществлении деятельности при оказании скорой медицинской помощи и иные.
Порядок подачи заявления об исключении проверки из ежегодного плана проведения проверок
Заявление об исключении проверки должно быть составлено в определенной форме, утвержденной Постановлением № 1268.
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в утвердивший ежегодный план проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.
К заявлению необходимо приложить следующие документы, подтверждающие, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является субъектом малого предпринимательства:
- Выписка из реестра акционеров общества (если медицинская организация зарегистрирована в форме акционерного общества);
- Заверенная копия отчета о финансовых результатах за один календарный год из 3 предшествующих календарных лет (в случае осуществления деятельность менее одного календарного года, – за период, прошедший со дня их государственной регистрации).
- Заверенная копия сведений о среднесписочной численности работников, представленных в налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ.
Порядок и результаты рассмотрения заявления
Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов должно быть осуществлено в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты их получения органом, утвердившим план проверки.
По результатам рассмотрения может быть вынесено одно из следующих решений:
- Удовлетворение заявления и исключение соответствующей проверки из ежегодного плана;
- Отказ в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана с указанием причин отказа в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Возвращение заявления и прилагаемых к нему документов в связи с отсутствием проверки в ежегодном плане или в связи с отсутствием в заявлении сведений, которые должны быть в нем указаны в соответствии с прилагаемой к настоящим Правилам формой, а также прилагаемых документов.
В течение 3 рабочих дней со дня принятия решения указанное решение должно быть направлено заявителю. При наличии согласия заявителя на осуществление взаимодействия в электронной форме решение может быть направлено заявителю в форме электронного документа.
В случае несогласия с принятым решением об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана заявитель имеет право обжаловать данное решение в административном или судебном порядке.
В случае несогласия с решением принятым органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля, указанными в пункте 3 настоящих Правил, решением об отказе в исключении соответствующей проверки из ежегодного плана заявитель вправе обжаловать такое решение в административном и (или) судебном порядке.
Порядок исключения проверки из ежегодного плана
В случае принятия решения об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, внесение изменений в ежегодный план осуществляется в течение 3 рабочих дней в порядке, предусмотренном Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Случаи, исключающие возможность применения моратория:
В ч. 2 ст. 26.1 ФЗ № 246-ФЗ названы случаи, когда орган контроля (надзора) при формировании ежегодного плана проведения проверок вправе принять решение о включении юридического лица в ежегодный план проверки, вопреки действующему мораторию.
К таким случаям относится наличие информации о том, что в отношении юридического лица ранее было вынесено:
- Вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет.
Еще более 1750 статей.