Новый Административный регламент МВД России по контролю за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ
Приказом МВД России № 411 от 26.06.2017 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (далее – Регламент). Регламентом определены сроки и последовательность административных процедур (действий) МВД России и его территориальных органов при исполнении данной государственной функции. В Регламенте речь идет о прекурсорах наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в таблицы II и III списка IV перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РФ № 681 от 30 июня 1998 г. К слову, данный административный регламент вступил в законную силу 08 сентября 2017 года.
Ранее действовал Административный регламент Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее – ФСКН) по исполнению государственной функции по проведению проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденный Приказом ФСКН РФ № 468 от 02.11.2011г.
Предмет государственного контроля (надзора)
Согласно п. 5 Регламента предметом государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативными правовыми актами РФ требований:
- о предоставлении отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров;
- обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, и исключению доступа к ним посторонних лиц;
- ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров, а также документов, подтверждающих совершение операции, или их копий;
- соответствия сведений, содержащихся в уведомлениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о планируемом объеме производства прекурсоров, планируемом объеме переработки прекурсоров, объеме переработанных прекурсоров;
- соответствия сведений о фактическом количестве ввезенных в РФ и вывезенных из РФ прекурсоров;
- исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований.
Стоит заметить, что в отличие от старого Регламента ФСКН, новый Регламент четко определяет предмет государственного контроля, что соответствует нормам Федерального закона № 3-ФЗ от 08.01.1998г.
Элементы контрольно-надзорный деятельности
Положениями Регламента определены важнейшие элементы контрольно-надзорной деятельности:
- права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (обозначены новые права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля. Например, обязанность (который вовсе не было в Регламенте ФСКН) вносить сведения о плановых и внеплановых проверках, их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений в единый реестр проверок в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 415 от 28 апреля 2015 г.);
- права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (определены новые права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю. Например, право привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке);
- порядок информирования об исполнении государственной функции (вполне логично, что ввиду упразднения ФСКН, изменен порядок информирования об исполнении государственной услуги – такая информация (в том числе о местонахождении органов, контактных телефонах, графике работы и т.д.) теперь размещается на сайте МВД России www.mvd.ru и официальных сайтах его территориальных органов);
- сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции (государственная функция исполняется бесплатно);
- срок исполнения государственной функции (новое положение, согласно которому в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. Срок проведения проверки может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней; в отношении малых предприятий – не более чем на пятьдесят часов, а микропредприятий – не более чем на пятнадцать часов (ранее для малых предприятий и микропредприятий срок был единый – не более чем на пятнадцать часов));
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур и проверок, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме (регламент содержит новые нормы, в том числе более четко структурированы положения об административных процедурах и о проведении проверок (например, предусмотрены положения об исключении из плана проверок и многое другое);
- правила досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также их должностных лиц (срок ответа на жалобу остался прежний – 30 дней с даты регистрации, с возможностью продления еще на 30 дней).
Проведение проверок в рамках государственного контроля
В соответствии с п. 26 Регламента государственный контроль (надзор) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, осуществляется посредством организации и проведения должностными лицами проверок, которые могут быть:
- плановыми и внеплановыми;
- документарными и выездными.
Основным регламентирующим документом при проведении проверок является Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 104 Регламента по результатам проведенной проверки могут быть приняты следующие меры:
- выдача предписания (в случае выявления нарушений обязательных требований);
- возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии оснований, предусмотренных КоАП);
- подготовка и направление материалов в органы предварительного следствия и органы дознания в системе МВД России (при наличии оснований, предусмотренных УПК);
- подготовка и направление материалов в соответствующие органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в случае выявления нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию МВД России (территориальных органов МВД России).
Особо стоит отметить срок проведения проверок. По общему правилу он не должен превышать 20 рабочих дней как для документарной, так и для выездной проверки (п. 22 Регламента). Однако в отдельных случаях срок может быть иным.
Еще более 1750 статей.