Новый проект Минздрава о требованиях к информационным системам
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов появился проект приказа Минздрава России «Об утверждении требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций». Как обозначено в пояснительной записке к проекту, принятие такого акта обеспечит стандартизацию и совместимость информационных систем в сфере здравоохранения. На данный момент проект находится на этапе общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.
Информационные системы и полномочия Минздрава
Информационное обеспечение в сфере здравоохранения осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации информационных систем в сфере здравоохранения и регулируется статьей 91 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). Актуальность данного проекта как раз обусловлена ч. 4 ст. 91 ФЗ 323, которая гласит, что требования к государственным информационным системам (далее – ГИС) в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций (далее – МИС МО) и информационным системам фармацевтических организаций (далее – ИС ФК) устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Действительно, Минздрав является как раз уполномоченным на это органом. Подпункт 5.2.200 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608, обозначает, что Министерство устанавливает требования к ГИС, МИС МО и ИС ФК. Причем все эти положения относительно информационных систем появились недавно, в 2017 году, а началось все, конечно же, с телемедицины.
О чем проект
В проекте приказа Минздрава определены:
- цели создания и назначения информационных систем (о которых на самом деле в проекте не сказано в полной мере);
- требования к защите информации, содержащейся в ИС и программно-техническим средствам этих систем;
- требования к функциональным возможностям ИС.
Однако тут есть одно «НО». Дело в том, что пока ни один акт четко не определяет, какая именно информация содержится в ГИС, МИС МО и ИС ФК, а на наш взгляд, это очень важно. Ведь требования (и функциональные возможности в том числе) к ИС как раз в первую очередь должны ставиться в зависимость от содержащейся (и обрабатываемой) в них информации, которая, помимо того, что является персональными данными, еще и может составлять врачебную тайну. Непосредственно ФЗ № 323 содержит лишь четкий перечень сведений, которые содержатся в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИС), и только общими фразами говорит про иные ИС.
Требования к программно-техническим средствам
Большинство положений из проекта касательно требований к программно-техническим средствам (далее ПТС) позаимствованы из Постановления Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» что, конечно, логично и очевидно. Из «нового» отметим:
- ПТС для ГИС субъектов РФ, МИС МО и ИС ФК, принадлежащих государственным и муниципальным предприятием обязательно должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- ПТС должны обеспечить контроль доступа к документам, проверку достоверности и актуальности сведений посредством взаимодействия с Единой системой;
- ПТС должны обеспечить защищенный канал связи между ИС и защищенной сетью передачи данных ЕГИС, а также взаимодействие с другими системами…и пр.
При этом, как можно заметить, происходит некое смешение требований к ПТС и их функций и возможностей.
Функциональные возможности ИС
Функциональные возможности (далее – ФВ) непосредственно информационных систем Минздрав обозначил в трех приложениях к проекту:
- ФВ ГИС (приложение № 1)
- ФВ МИС МО (приложение № 2)
- ФВ ИС ФК (приложение № 3)
Функциональные возможности «разделены» на 2 набора, которые должны быть приведены в исполнение в два этапа:
- Базовый набор функциональных возможностей – в течение 1 года после вступления в силу приказа (если проект, конечно, будет одобрен);
- Расширенный набор функциональных возможностей – до 31 декабря 2020 года.
При этом проект также устанавливает, что в ГИС и МИС МО могут входить иные подсистемы и компоненты, не входящие в наборы, а про ИС ФК ничего не сказано.
Что еще можно отметить – в данном проекте Минздрав не забыл упомянуть, что Министерство может устанавливать методические рекомендации (а они точно понадобятся) в части ФВ компонентов ИС, обеспечивающих автоматизацию процессов оказания медицинской помощи по отдельным нозологиях и категориям граждан, а также в части реализации отдельных ФВ.
В заключение
Отметим, что проект все же больше носит именно технический характер. Конечно, в техническую составляющую углубляться мы не будем, во-первых, на это есть свои специалисты, во-вторых, проект еще может кардинально измениться. Поэтому на данной ноте закончим в ожидании судьбы проекта.
Еще более 1750 статей.