Новые особенности оказания медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний
Правительством РФ утверждены особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (далее – Особенности).
Названные Особенности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 973 и вступили в силу 8 июля 2020 года.
Особенности касаются вопросов организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (далее – опасное заболевание).
Отметим, что указанным перечнем в настоящее время предусмотрено 16 заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В частности, к таковым относятся ВИЧ, гепатиты B и С, лепра, малярия, сибирская язва, чума, а начиная с 11 февраля 2020 – и новая коронавирусная инфекция. Собственно, пандемия последней и стала поводом для утверждения Особенностей (которые, отметим, будут подлежать применению не только в настоящее время в связи с угрозой распространения COVID-19, но и в дальнейшем в случае возникновения угрозы распространения любого из иных 15 опасных заболеваний).
Ниже представлены основные из утвержденных особенностей.
- Источник норм при оказании медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний
- Медицинские организации и специалисты, управомоченные оказывать медицинскую помощь при угрозе распространения опасных заболеваний
- Особенности формирования электронных листков нетрудоспособности и рецептов
- Особенности проведения экспертизы качества медицинской помощи
Источник норм при оказании медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний
-
Медицинская помощь пациентам должна оказываться в соответствии с утверждаемым Минздравом РФ временным порядком оказания медицинской помощи, включающим в т.ч. минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение опасного заболевания (далее – минимальные требования) (п. 2 Особенностей).
При этом контроль за соблюдением минимальных требований подлежит осуществлению Росздравнадзором при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Примечание: напомним, что такой временный порядок в отношении COVID-19 утвержден Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н. Названным актом, в числе прочего, предусмотрены и минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение COVID-19. -
Медицинскую помощь необходимо оказывать на основе клинических рекомендаций, а в случае их отсутствия – на основе временных методических рекомендаций Минздрава РФ, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при опасном заболевании (п. 3 Особенностей).
Примечание: из указанной нормы следует, что в настоящее время в связи с отсутствием клинических рекомендаций по COVID-19 временные методические рекомендации Минздрава РФ, касающиеся COVID-19, являются фактически обязательными для применения, несмотря на то, что это «рекомендации», а не нормативный правовой акт.
Так, например, такими обязательными методическими рекомендациями являются: «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 7 (03.06.2020)»; Временные методические рекомендации «Лекарственная терапия острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в амбулаторной практике в период эпидемии COVID-19. Версия 2 (16.04.2020)».
Однако в связи с тем, что Правительством РФ обозначена необходимость оказывать медпомощь лишь на основании временных методических рекомендаций Минздрава РФ возникает вопрос: будут ли обязательными методические рекомендации Минздрава, которые не являются временными (например, Методические рекомендации «Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19», утв. Минздравом РФ). Аналогичный вопрос возникает и в отношении методических рекомендаций, связанных с особенностями организации медпомощи в связи с COVID-19, которые утверждены не Минздравом РФ, а иными органами, в частности, Роспотребнадзором, Главным государственным санитарным врачом РФ и пр. (например, «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020); «МР 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 3.5. Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19. Методические рекомендации», утв. Письмом Роспотребнадзора от 11.04.2020 № 02/6673-2020-32).
Отметим, что сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что еще задолго до утверждения Особенностей суды и так признавали обязательным соблюдение методических рекомендаций, связанных с COVID-19, принятых не только Минздравом РФ, но и Роспотребнадзором и иными органами государственной власти. В связи с указанным, полагаем, что в Особенностях корректнее было использовать формулировку о необходимости оказания медицинской помощи на основании методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при опасном заболевании, принятых уполномоченным органам государственной власти.
Медицинские организации и специалисты, управомоченные оказывать медицинскую помощь при угрозе распространения опасных заболеваний
- Медицинская деятельность, направленная на борьбу с опасным заболеванием, должна осуществляться медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется такая деятельность (ведение указанного перечня отнесено к компетенции Росздравнадзора) (п. 5 Особенностей).
При необходимости осуществления медицинской деятельности, направленной на борьбу с опасным заболеванием, по адресу, не указанному в лицензии на осуществление медицинской деятельности, переоформление лицензии осуществляется после проведения внеплановой выездной проверки соответствия лицензиата указанным выше минимальным требованиям.
- В случаях развития неблагоприятной эпидемической ситуации медицинская помощь может оказываться в стационарных условиях в перепрофилируемых или дополнительно создаваемых структурных подразделениях медицинских и иных организаций (норматив расчета необходимого коечного фонда утверждается Минздравом РФ) (п. 4 Особенностей).
- Структурные подразделения медицинской организации, в которых будет оказываться медицинская помощь по профилю опасного заболевания, подлежат определению руководителем медицинской организации. Кроме того, на руководителя медицинской организации возложена обязанность по формированию временного штатного расписания (п. 8 Особенностей).
-
К оказанию медицинской помощи при опасном заболевании могут привлекаться медицинские работники вне зависимости от специальности и фармацевтические работники, прошедшие обучение по соответствующим краткосрочным дополнительным профессиональным программам (в порядке, утверждаемом Минздравом РФ) (п. 7 Особенностей).
Примечание: с информацией об особенностях допуска к медицинской деятельности, введенных в связи с угрозой распространения COVID-19, Вы можете ознакомиться в следующих статьях Факультета Медицинского Права:
- В целях создания резерва медицинских работников и фармацевтических работников, которые могут быть дополнительно привлечены к оказанию медицинской помощи при угрозе распространения опасного заболевания, органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья должен быть сформирован временный регистр специалистов (в порядке, утверждаемом Минздравом РФ) (п. 9 Особенностей).
Особенности формирования электронных листков нетрудоспособности и рецептов
- В случае оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при угрозе распространения опасных заболеваний предусмотрена возможность формировать в электронном виде (п. 10 Особенностей):
- листок нетрудоспособности, в т.ч. по беременности и родам (такой листок формируется с письменного согласия гражданина и при условии, что он не был выдан на очном приеме врача (осмотре, консультации);
- рецепт на лекарственный препарат (формируется при коррекции лечения, ранее назначенного лечащим врачом после установления диагноза на очном приеме (осмотре, консультации)).
Особенности проведения экспертизы качества медицинской помощи
- К проведению экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством об ОМС, могут привлекаться эксперты качества медицинской помощи, сертификаты которых истекли и были продлены на 12 месяцев в связи с угрозой распространения COVID-19 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (примечательно, что, как было указано выше, Особенности общие, и могут касаться не только COVID-19, но и любого из 15 иных опасных заболеваний в случае возникновения угрозы их распространения, однако данная особенность конкретизирована именно под действующую ситуацию с COVID-19).
Еще более 1750 статей.