Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
12 июля 2020

Новые особенности оказания медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний

3571
Новые особенности оказания медпомощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Правительством РФ утверждены особенности организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (далее – Особенности).

Названные Особенности утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 973 и вступили в силу 8 июля 2020 года.

Особенности касаются вопросов организации оказания медицинской помощи при угрозе распространения заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 (далее – опасное заболевание).

Отметим, что указанным перечнем в настоящее время предусмотрено 16 заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В частности, к таковым относятся ВИЧ, гепатиты B и С, лепра, малярия, сибирская язва, чума, а начиная с 11 февраля 2020 – и новая коронавирусная инфекция. Собственно, пандемия последней и стала поводом для утверждения Особенностей (которые, отметим, будут подлежать применению не только в настоящее время в связи с угрозой распространения COVID-19, но и в дальнейшем в случае возникновения угрозы распространения любого из иных 15 опасных заболеваний).

Ниже представлены основные из утвержденных особенностей.

Источник норм при оказании медпомощи при угрозе распространения опасных заболеваний

  • Медицинская помощь пациентам должна оказываться в соответствии с утверждаемым Минздравом РФ временным порядком оказания медицинской помощи, включающим в т.ч. минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение опасного заболевания (далее – минимальные требования) (п. 2 Особенностей).

    При этом контроль за соблюдением минимальных требований подлежит осуществлению Росздравнадзором при осуществлении государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

    Примечание: напомним, что такой временный порядок в отношении COVID-19 утвержден Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н. Названным актом, в числе прочего, предусмотрены и минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение COVID-19.
  • Медицинскую помощь необходимо оказывать на основе клинических рекомендаций, а в случае их отсутствия – на основе временных методических рекомендаций Минздрава РФ, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при опасном заболевании (п. 3 Особенностей).

    Примечание: из указанной нормы следует, что в настоящее время в связи с отсутствием клинических рекомендаций по COVID-19 временные методические рекомендации Минздрава РФ, касающиеся COVID-19, являются фактически обязательными для применения, несмотря на то, что это «рекомендации», а не нормативный правовой акт.

    Так, например, такими обязательными методическими рекомендациями являются: «Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 7 (03.06.2020)»; Временные методические рекомендации «Лекарственная терапия острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ) в амбулаторной практике в период эпидемии COVID-19. Версия 2 (16.04.2020)».

    Однако в связи с тем, что Правительством РФ обозначена необходимость оказывать медпомощь лишь на основании временных методических рекомендаций Минздрава РФ возникает вопрос: будут ли обязательными методические рекомендации Минздрава, которые не являются временными (например, Методические рекомендации «Организация оказания медицинской помощи беременным, роженицам, родильницам и новорожденным при новой коронавирусной инфекции COVID-19», утв. Минздравом РФ). Аналогичный вопрос возникает и в отношении методических рекомендаций, связанных с особенностями организации медпомощи в связи с COVID-19, которые утверждены не Минздравом РФ, а иными органами, в частности, Роспотребнадзором, Главным государственным санитарным врачом РФ и пр. (например, «МР 3.1.0170-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.03.2020); «МР 3.1/3.5.0172/1-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 3.5. Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19. Методические рекомендации», утв. Письмом Роспотребнадзора от 11.04.2020 № 02/6673-2020-32).

    Отметим, что сложившаяся правоприменительная практика свидетельствует о том, что еще задолго до утверждения Особенностей суды и так признавали обязательным соблюдение методических рекомендаций, связанных с COVID-19, принятых не только Минздравом РФ, но и Роспотребнадзором и иными органами государственной власти. В связи с указанным, полагаем, что в Особенностях корректнее было использовать формулировку о необходимости оказания медицинской помощи на основании методических рекомендаций, содержащих информацию по вопросам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при опасном заболевании, принятых уполномоченным органам государственной власти.

Медицинские организации и специалисты, управомоченные оказывать медицинскую помощь при угрозе распространения опасных заболеваний

  • Медицинская деятельность, направленная на борьбу с опасным заболеванием, должна осуществляться медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется такая деятельность (ведение указанного перечня отнесено к компетенции Росздравнадзора) (п. 5 Особенностей).

    При необходимости осуществления медицинской деятельности, направленной на борьбу с опасным заболеванием, по адресу, не указанному в лицензии на осуществление медицинской деятельности, переоформление лицензии осуществляется после проведения внеплановой выездной проверки соответствия лицензиата указанным выше минимальным требованиям.

  • В случаях развития неблагоприятной эпидемической ситуации медицинская помощь может оказываться в стационарных условиях в перепрофилируемых или дополнительно создаваемых структурных подразделениях медицинских и иных организаций (норматив расчета необходимого коечного фонда утверждается Минздравом РФ) (п. 4 Особенностей).
  • Структурные подразделения медицинской организации, в которых будет оказываться медицинская помощь по профилю опасного заболевания, подлежат определению руководителем медицинской организации. Кроме того, на руководителя медицинской организации возложена обязанность по формированию временного штатного расписания (п. 8 Особенностей).
  • К оказанию медицинской помощи при опасном заболевании могут привлекаться медицинские работники вне зависимости от специальности и фармацевтические работники, прошедшие обучение по соответствующим краткосрочным дополнительным профессиональным программам (в порядке, утверждаемом Минздравом РФ) (п. 7 Особенностей).

    Примечание: с информацией об особенностях допуска к медицинской деятельности, введенных в связи с угрозой распространения COVID-19, Вы можете ознакомиться в следующих статьях Факультета Медицинского Права:

  • В целях создания резерва медицинских работников и фармацевтических работников, которые могут быть дополнительно привлечены к оказанию медицинской помощи при угрозе распространения опасного заболевания, органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья должен быть сформирован временный регистр специалистов (в порядке, утверждаемом Минздравом РФ) (п. 9 Особенностей).

Особенности формирования электронных листков нетрудоспособности и рецептов

  • В случае оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при угрозе распространения опасных заболеваний предусмотрена возможность формировать в электронном виде (п. 10 Особенностей):
    • листок нетрудоспособности, в т.ч. по беременности и родам (такой листок формируется с письменного согласия гражданина и при условии, что он не был выдан на очном приеме врача (осмотре, консультации);
    • рецепт на лекарственный препарат (формируется при коррекции лечения, ранее назначенного лечащим врачом после установления диагноза на очном приеме (осмотре, консультации)).

Особенности проведения экспертизы качества медицинской помощи

  • К проведению экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством об ОМС, могут привлекаться эксперты качества медицинской помощи, сертификаты которых истекли и были продлены на 12 месяцев в связи с угрозой распространения COVID-19 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (примечательно, что, как было указано выше, Особенности общие, и могут касаться не только COVID-19, но и любого из 15 иных опасных заболеваний в случае возникновения угрозы их распространения, однако данная особенность конкретизирована именно под действующую ситуацию с COVID-19).
telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.