Новые и старые стандарты оказания медицинской помощи
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также НА ОСНОВЕ СТАНДАРТОВ медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Утверждение порядков оказания медицинской помощи является одним из полномочий и обязанностей Минздрава РФ. На сегодняшний день действует множество стандартов. А с марта 2015 года начали действовать еще два новых стандарта медицинской помощи:
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение), утвержденный Приказом Минздрава России от 02.02.2015 № 31н;
- Стандарт специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра), утвержденный Приказом Минздрава России от 02.02.2015 № 32н.
Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения:
- медицинских услуг;
- зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения;
- медицинских изделий, имплантируемых в организм человека;
- компонентов крови;
- видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания;
- иного исходя из особенностей заболевания (состояния).
Отметим, что в соответствии с частью 4 статьи 84 ФЗ № 323 и пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» платные медицинские услуги могут предоставляться в полном объеме стандарта медицинской помощи, утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации, либо по просьбе потребителя в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи.
Несмотря на все это есть весьма интересный нюанс в действующем законодательстве, а именно: оно не дает однозначного ответа о необходимости соблюдения или несоблюдения стандартов медицинской помощи. Об этом достаточно подробно рассказано в Докладе о проблемах государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности Федеральной антимонопольной службы. ФАС в своем Докладе ссылается на то, что в ФЗ № 323 указано, что осуществляются проверки «ПРИМЕНЕНИЯ медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», а не «СОБЛЮДЕНИЯ». И это несмотря на то, что в ряде множества других законодательных актов к стандартам медицинской помощи используется термин «соблюдение». Более того не совсем ясна формулировка ст. 37 ФЗ № 323, в которой говорится: «медицинская помощь организуется и оказывается … на основе стандартов медицинской помощи». «На основе» конечно же стало поводом для разногласий на предмет регламентации соблюдения стандартов. Все это влечет разночтения и разную правоприменительную практику, в том числе неясность полномочий Росздравнадзора по проверке медицинских организаций в части соблюдения стандартов медицинской помощи.
Однако, на наш взгляд, неудачная формулировка ФЗ № 323 не устраняет все-таки необходимости соблюдения стандартов медицинской помощи всеми субъектами медицинской деятельности. На сайте Факультета Медицинского Права Вашему вниманию представлен перечень действующих стандартов медицинской помощи. Более того, документы доступны для скачивания (подробнее).
Еще более 1750 статей.