Новое о контрольной закупке и дополнительном основании для проведения внеплановой проверки
Уважаемые читатели! Федеральный закон от 18 апреля 2018 года № 81-ФЗ вносит ряд изменений и новшеств касательно контрольной закупки, а также внеплановой проверки. А ведь только недавно, в начале 2017 года, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294) был дополнен статьей 16.1. «Контрольная закупка». Согласно данной статье контрольная закупка (далее – КЗ) – это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Напомним, что проведение контрольной закупки допускается исключительно при одновременном наличии двух условий (ч.2-4 ст. 16.1 ФЗ № – 294):
- проведение КЗ установлено федеральным законом, регулирующим организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
- наличие какого – либо из оснований, установленных для проведения внеплановых выездных проверок (ч.2 ст. 10 ФЗ № 294).
Более того, КЗ может осуществляться при проведении плановых проверок в рамках риск- ориентированного подхода, если такая возможность установлена положением о соответствующем федеральном надзоре (контроле) (на сегодняшний день пока ни одно положение о виде федерального надзора подобное мероприятие по контролю в рамках РОПа не предусматривает).
О нововведениях в контрольной закупке
Для начала отметим, что КЗ введена в рамках осуществления государственного надзора в области защиты прав потребителей, а также федерального государственного санитарно – эпидемиологического надзора (в связи с чем внесены изменения в Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1, и ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ).
При этом именно при осуществлении двух вышеназванных видов надзора контрольная закупка продукции может быть проведена контрольным органом незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (ч. 4.1 ст. 16.1 ФЗ № 294).
В остальных случаях при осуществлении иных видов надзора КЗ проводится только по согласованию с органами прокуратуры, как и было ранее установлено ч. 4 ст. 16.1 ФЗ № 294.
Также регулятором впервые предусмотрено положение о том, что, если нарушения обязательных требований при проведении контрольной закупки не выявлены, проведение внеплановой проверки по тому же основанию не допускается.
Кроме всего прочего, уточнена ч. 8 ст. 16.1 ФЗ № 294, согласно которой внесение информации о КЗ и результатах ее проведения в единый реестр проверок должно осуществляется в соответствии с правилами формирования и ведения единого реестра проверок, утвержденными Правительством РФ (на сегодняшний день не приняты).
Также за Правительством РФ закреплено полномочие по порядку принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенностей и порядка проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок (ч. 9 ст. 16.1 ФЗ № 294).
Новое основание для проведения внеплановой проверки
Согласно ФЗ № 81 новым основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о факте нарушении требований к маркировке товаров (помимо еще трех фактов, обозначенных в данном пункте).
И еще раз немного о контрольной закупке
В июле 2017 года Факультет Медицинского Права сообщал о том, что Минздрав России разработал проект к ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», согласно которым Росздравнадзору предлагалось предоставить право осуществлять КЗ в целях проверки следующих обстоятельств:
- соблюдения медицинской организацией порядка и условий предоставления платных медицинских услуг (проводится в рамках лицензионного контроля);
- соблюдения запрета реализации фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных медицинских изделий;
- соблюдения правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения и (или) соблюдения запрета продажи фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств для медицинского применения.
Однако до настоящего времени данный проект закона не принят.
Еще раз отметим, что КЗ проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц и в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото – и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации (ч. 4 и 5 ст. 16.1 ФЗ № 294).
В случае выявления нарушения обязательных требований информация о КЗ должна быть предоставлена представителю проверяемого лица незамедлительно после ее завершения. При этом должностное лицо контролирующего органа должно предъявить служебное удостоверение и приказ (распоряжение) о проведение КЗ.
По итогам проведения КЗ составляется акт, и проверяемому лицу он предоставляется для подписания лишь в случае выявления нарушений. Экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу незамедлительно (ч. 6-7 ст. 16.1 ФЗ № 294).
И напоследок сообщаем, что все внесенные изменения в ФЗ № 294, а также иные акты вступили в законную силу 29 апреля 2018 года.
Еще более 1750 статей.