Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
22 июня 2015

Немного о рекламе медицинских услуг и медицинских изделий

6615

Немного о рекламе медицинских услуг и медицинских изделий«Факультет Медицинского Права» в настоящей заметке освещает еще один интересный и весьма актуальный вопрос – вопрос о рекламе медицинских услуг и лекарственных препаратов.

В своем письме от 28.05.2015 № АД/26584/15 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона «О рекламе» Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России) разъясняет отдельные положения Федерального закона «О рекламе», касающиеся рекламы медицинских услуг и лекарственных препаратов.

Напоминаем, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п.1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», далее – ФЗ № 38).

Важно знать, что с «30» июня 2014 г. на основании Федерального закона от 28.06.2014 № 190-ФЗ «О внесении изменений в ст. 24 Федерального закона «О рекламе» разрешено размещение рекламы медицинских услуг. Реклама медицинских услуг была запрещена в период с «1» января 2014 г. по «29» июня 2014 г.

Письмо ФАС России от 30.06.2014 № АК/26183 комментирует, что размещение рекламы медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме с соблюдением положений ст. 24 Федерального закона «О рекламе», а также общих требований, предъявляемых к рекламе Федеральным законом «О рекламе».

Однако, в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Возвращаясь к Письму ФАС России от 28.05.2015 № АД/26584/15 сообщаем, что в данном документе дается трактование термина «специальная подготовка» в контексте ч.8 ст. 24 ФЗ № 38.

Таким образом, в части 8 статьи 24 ФЗ № 38 выделяется несколько объектов регулирования:

  • реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты;
  • реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации;
  • реклама медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка.

При этом обращается внимание на то, что требования ч. 8 ст. 24 ФЗ № 38 распространяются на рекламу всех без исключения методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не содержит понятия методов профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Согласно толковым словарям русского языка, слово «метод» определяется как путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь; прием, способ действовать, поступать каким-либо образом.

Таким образом, по мнению специалистов ФАС России, под методами профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации понимаются способы, приемы проведения профилактики, диагностики, лечения или медицинской реабилитации.

Отмечено, что ограничения ч. 8 ст. 24 ФЗ № 38 установлены для рекламы не любых медицинских изделий, а только тех, для использования которых требуется специальная подготовка.

Согласно документу «Информатизация здоровья. Требования к архитектуре электронного учета здоровья. ГОСТ Р ИСО/ТС 18308-2008», утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 11.03.2008 № 44-ст, специалист здравоохранения – это лицо, авторизованное национальным уполномоченным органом на обладание квалификацией для выполнения определенных обязанностей в здравоохранении.

Таким образом, ФАС России отмечает, что по смыслу ФЗ № 38 следует, что под лицами, имеющими специальную подготовку, подразумеваются специалисты, имеющие медицинское или фармацевтическое образование, при этом уровень данного образования (высшее или среднее специальное) не имеет существенного значения.

Исходя из всего вышесказанного «Факультет Медицинского Права» подводит следующий итог – на настоящий момент реклама медицинских услуг допускается любым способом и в любой форме в соответствии с действующим законодательством (ФЗ № 38).

Что касается рекламы медицинских изделий, то тут действуют некие ограничения – ограничения установлены для рекламы медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка. Такие медицинские изделия законодатель разрешает рекламировать только в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты и реклама методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации также ограничена требованием размещения в специальных вышеуказанных местах и изданиях.

Дополнительно сообщаем, что к рекламе медицинских услуг предъявляются определенные требования. Реклама медицинских услуг не должна ( ч. 3 ст. 24 ФЗ № 38):

  • содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  • содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  • создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  • содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Важно знать, что нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок – влечет административную ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей;
  • на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей;
  • на юридических лиц – от 200 000 до 500 000 рублей.
telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.