Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
15 февраля 2016

Некоторые ловушки для работодателя, связанные с отсрочкой проведения специальной оценки условий труда

5017

Некоторые ловушки для работодателя, связанные с отсрочкой проведения специальной оценки условий труда1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда (СОУТ). Несмотря на то, что с того момента прошло больше двух лет, эта тема продолжает вызывать у граждан множество вопросов. И это не мудрено, ведь порой даже квалифицированному юристу бывает сложно найти зерно истины в многообразии переплетающихся между собой бесчисленных норм, правил и положений, установленных трудовым законодательством.

Одной из самых спорных и неоднозначных норм можно смело считать ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ № 426), которой установлено, что спецоценка условий труда в отношении некоторых рабочих мест может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г. До сих пор на почве неоднозначной трактовки этой нормы возникают множество судебных споров. Косвенно это касается также и медицинских организаций, однако, обо всем по порядку.

Переходной период проведения СОУТ

Как мы уже говорили ранее, со вступлением в силу с 1 января 2014 г. ФЗ № 426-ФЗ на работодателя в соответствии со ст. 212 ТК РФ возложена обязанность по проведению спецоценки условий труда. Она заменила аттестацию рабочих мест по условиям труда, обязанность по проведению которой была возложена на работодателей ранее.

При этом ч. 4 ст. 27 ФЗ № 426 предусмотрены переходные положения, согласно которым, если до дня вступления в силу данного закона была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Кроме того, часть 6 ст. 27 ФЗ № 426 допускает проведение спецоценки условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 этого же закона, поэтапно и лишь обязует работодателей завершить ее не позднее чем 31 декабря 2018 г. К рабочим местам, указанным в ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426 относятся следующие:

  1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  2. рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Очевидно, что в медицинской организации основную часть сотрудников составляют медицинские работники, которые как раз подпадают под положения ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426.

Однако, медицинская организация – это большая система, включающая в себя также сложную инфраструктуру. В любой клинике есть работники, в отношении рабочих мест которых аттестация рабочих мест ранее была не обязательна. К таковым можно отнести, например, администратора клиники, генерального директора, кадровика, бухгалтера и прочие «офисные профессии». Сейчас же специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет.

При этом, рабочие места административного персонала медицинских организаций не входят в перечень, установленный ч. 6 ст. 10 ФЗ № 426, и подпадают под категорию рабочих мест, для которых ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426 предусмотрена отсрочка с проведением спецоценки до 31 декабря 2018 года. К сожалению, данная норма содержит в себе несколько ловушек для работодателя, которые мы разберем подробнее.

Ловушка № 1 «Взаимосвязь норм в ФЗ № 426»

Ч. 6 ст. 27 ФЗ № 426 не содержит уточнения предусмотрена ли отсрочка только для рабочих мест, в отношении которых была проведена аттестация или же сюда включаются абсолютно все рабочие места. Остается не понятно, «забыл» ли этот об этом моменте законодатель специально или же это простое упущение, но в любом случае на практике данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ, то есть учитывая, что такая отсрочка необходимости проведения спецоценки связана именно с правом работодателей пользоваться результатами аттестации в течение 5 лет с момента ее проведения. В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ применению не подлежит. На таких рабочих местах работодателю необходимо было провести СОУТ еще 1 января 2014 года.

Такой вывод можно сделать на основании анализа судебной практики. Этого мнения придерживаются, например, Костромской областной суд (апелляционное определение от 02.06.2014 № 33-823) и Останкинский районный суд г. Москвы (решение от 26.02.2014 № 2-1172/2014).

Ловушка № 2 «Обязательное условие трудового договора – условия труда на рабочем месте»

В соответствии со ст. 57 ТК РФ, с 2014 года (с начала проведения СОУТ), обязательным условием трудового договора являются условия труда на рабочем месте. При этом данной статьей не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения обязанности работодателя о включении в трудовой договор обязательных условий. В случае же отсутствия такой информации в трудовом договоре на момент его заключения, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

Определить условия труда на рабочих местах можно по результатам проведения СОУТ или же на основании результатов аттестации рабочих мест, которые действительны в течении 5 лет с момента проведения таковой.

Однако, в отношении некоторых профессий, о которых мы говорили ранее, аттестация рабочих мест могла не проводиться. Соответственно на момент вступления в силу изменений в ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах с работниками некоторых должностей пункта об условиях труда быть не может.

При этом, пользуясь привилегией с отсрочкой СОУТ до 2018 года, работодатель также не сможет внести данный пункт в трудовой договор. В таком случае, работодатель подвергнет себя риску возникновения ответственности за нарушение требований ст. 57 ТК РФ.

В ноябре прошлого года об этом писал также и Роструд в своем Письме от 20.11.2015 № 2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте». Согласно данному письму, СОУТ работодателям провести все же необходимо и причем в срочном порядке, так как отсутствие в трудовом договоре обязательных условий является нарушением трудового законодательства и грозит наступлением административной ответственности.

Вывод

Таким образом, если до 1 января 2014 г. аттестация рабочих мест по условиям труда работодателем проведена не была, то работодателю нужно провести спецоценку как можно скорее. Работодателям не следует полагаться на часть 6 ст. 27 ФЗ № 426, которой предусмотрена отсрочка с проведением СОУТ в отношении некоторых рабочих мест до 31 декабря 2018 г. Непроведение спецоценки длительное время необходимо рассматривать в качестве нарушения требований ст. 212 ТК РФ. За такие нарушения в РФ установлена административная ответственность работодателя и его должностных лиц по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей.

В нашем случае, это также косвенно касается и медицинских организаций, так как в таких организациях обычно трудоустроены не только медицинские работники, но и сотрудники таких профессий как бухгалтер, кадровик, администратор и т.д.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.