Налоговая ставка 0 % по налогу на прибыль для медицинских организаций или бесплатный сыр только в мышеловке
Наверняка, многие читатели знают, что медицинским организациям, работающим на обыкновенной системе налогообложения (не УСН), законодатель всего несколько лет тому назад предоставил возможность применять налоговую ставку 0 % по налогу на прибыль при соблюдении некоторых условий, о которых будет сказано далее. Конечно же для многих медицинских организаций такой льготный режим налогообложения более чем привлекателен и за эти годы целый ряд организаций заявили о своем намерении его использовать. Многие ради этого перешли даже с УСН (упрощенной системы налогообложения) на обыкновенный режим и подали заявления в налоговые органы о своем намерении применять налоговую ставку 0 %. Однако, как говорится, бесплатный сыр только в мышеловке и «благое» намерение законодателя поддержать организации здравоохранения оборачивается для многих одними неприятностями.
Согласно пункту 1 ст. 284.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) организации, осуществляющие медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0 % при соблюдении условий, установленных п. 3 данной статьи:
- если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ;
- если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
- если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
- если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
- если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
Все вроде понятно, но есть и подводный камень, который мы затронем в настоящей публикации, а именно: это описанные выше условия № 3 и № 4.
В марте 2012 года Минфин России издал информационное письмо от 23.03.2012 № 03-03-06/1/154 в котором указал, что, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников, рассчитываемой на основании Приказа Росстата от 24.10.2011 № 435, а именно статистической формы № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Суть указанного приказа Росстата такова, что в списочную численность не включаются работники, принятые на работу по совместительству из других организаций (т.е. внешние совместители) (подпункт «а» пункта 80 указанного Приказа Росстата).
Точку зрения Минфина России поддерживает и ФНС России, в частности УФНС России по г. Москве в своих письмах от 28.08.2012 № 16-15/080173@ и от 02.07.2012 № 16-15/057950@ ссылается на вышеуказанное письмо Минфина России и говорит о том, что внешние совместители не учитываются при определении списочной численности для применения организациями ставки налога на прибыль в соответствии со статьей 284.1 НК РФ.
Такая трактовка нормы статьи 284.1 НК РФ Минфином России и ФНС России, на наш взгляд, некорректна и нарушает права медицинских организаций. Это подтолкнуло нас в августе 2014 года на составление запроса в ФНС России и в Минфин России. Данный запрос можно охарактеризовать, скорее, как точное изложение нашей правовой позиции, противной мнениям, отраженным в письмах Минфина и ФНС России, которая глобально заключается в следующем:
- Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 Трудового кодекса РФ).
- В статье 282 Трудового кодекса РФ дано определение совместительства – это выполнение работником другой регулярной работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (так называемое внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство).
- Согласно утвержденной форме № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» в среднюю численность работников включаются и работники по внешнему совместительству. Согласно этой же форме в среднесписочную численность работников внешние совместили действительно не включаются, однако, в ст. 284.1 НК РФ речь идет не о среднесписочной численности работников, а просто о численности работников медицинской организации.
- Таким образом, все совместители работают по трудовому договору, а их состав утвержден штатным расписанием, т.е. внешние совместители – это тоже часть штата организации.
На наш запрос Минфин России ответил лишь в ноябре 2014 года. Он снова рекомендовал использовать для расчета численности списочную численность работников в соответствии с уже новым приказом Росстата от 28.10.2013 № 428, утвердившим аналогичную форму № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации» (далее – Приказ Росстата № 428). Отметим, что Приказ Росстата № 428 вступил в действие с 01 января 2014 года и отменил действие приказа Росстата от 24.10.2011 № 435. Несмотря на это, Приказ Росстата № 428 в подпункте «а» пункта 80 также содержит норму о том, что внешние совместители не включаются в списочную численность.
Хочется упомянуть и о рисках медицинских организаций, заявивших о своем намерении применять налоговую ставку 0 процентов. При несоблюдении организациями, перешедшими на применение налоговой ставки 0 процентов, хотя бы одного из перечисленных выше условий, с начала налогового периода (!!! календарный год), в котором имело место несоблюдение указанных условий, применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным статьей 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
Также пунктом 8 ст. 284.1 НК РФ установлено, что организации, применявшие налоговую ставку 0 процентов в соответствии со статьей 284.1 Кодекса и перешедшие на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса (20 процентов), в том числе в связи с несоблюдением условий, установленных пунктом 3 статьи 284.1 Кодекса, не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 процентов в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение налоговой ставки, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса (20 процентов). Также стоит отметить, что и на УСН вернутся/перейти можно будет только в следующем налоговом периоде.
Факультет Медицинского Права обладает информацией о многочисленных проверках, проведенных налоговыми органами в данной области (проверка соблюдения медицинскими организациями условий применения налоговой ставки 0 %), при которых были применены принципы, отраженные в настоящей публикации: учитывались только те медицинские работники, которые числятся в медицинской организации по основному месту работы, то есть при определении численности не учитывались внешние совместители, что не только лишило многие организации возможности применять льготный режим налогообложения, но и обязало их уплатить в бюджет налог по ставке 20 % и соответствующие пени.
Факультет Медицинского Права имеет намерение обжаловать разъяснения Минфина, но с учетом того, что письма данного ведомства не являются нормативным правовым актом, процесс их обжалования очень сложен и нуждается в статистических данных о фактическом применении налоговыми инспекциями точки зрения Минфина. В связи с вышесказанным просим Вас поделиться опытом по данному вопросу, а в случае прохождения Вашей организацией такой налоговой проверки предоставить сведения о ее результатах. Информацию просим направить нам (ООО «Факультет Медицинского Права» (www.kormed.ru), тел: + 7(495) 789-43-38; (495) 615-61-51; e-mail: info@kormed.ru).
Еще более 1750 статей.