Налоговая просит быть осмотрительными при выборе контрагентов
Еще в далеком 2007 году Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее – Концепция). В соответствии с основными целями и принципами Концепции выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При планировании подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
При этом Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по критериям, установленным пунктом 4 Приложения № 1 Приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в том числе и по такому критерию, как ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Отметим, что в рамках данного критерия налоговые органы рекомендуют налогоплательщикам исследовать контрагента на его, так скажем, «благополучность».
Письмом ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 налоговые органы решили напомнить налогоплательщикам о необходимости проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента и предлагают использовать для целей самостоятельной оценки рисков общедоступные критерии, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).
Например, при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, ФНС России рекомендует исследовать следующие признаки
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (можно узнать на официальном сайте ФНС России);
- контрагент зарегистрирован по адресу «массовой» регистрации;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении его складских и (или) производственных и торговых площадей и т.д.
Также отмечается, что Федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» был снят режим налоговой тайны с части сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов. Так, со дня вступления в силу указанного закона с 01.06.2016 не являются налоговой тайной следующие сведения: о среднесписочной численности работников; об уплаченных организацией суммах налогов и сборов; о нарушениях законодательства о налогах и сборах, в том числе о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам при их наличии; о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Сообщается, что указанные сведения будут размещены до 01.07.2017 в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, что предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.
Напоследок отметим, что ФНС России исходит из того, что понятие должной осмотрительности законодательно не урегулировано, и поэтому напоминает, что перечень необходимых действий и документов не может быть исчерпывающим.
Еще более 1750 статей.