Над всей Европой солнечно, а в России опять идут дожди или о взаимоотношениях врачей и «фармы»
Весной 2016 года журналистом Аллой Астаховой на своем сайте, как, впрочем, и в хронике нашей группы «Медицина и закон» в Facebook, был поднят очень интересный вопрос о «солнечных» нормах в финансовых взаимоотношениях врачей и «фармы» (подробнее см. по ссылке: http://goo.gl/I7hNAh). Речь шла о процессе раскрытия фармацевтическими компаниями информации о выплатах специалистам и организациям здравоохранения, который вот уже несколько лет проходит во всем мире и в июне 2016 года должен был, наконец, коснуться и России. И коснулся, о чем далее.
Конфликт интересов
В России проблема с получением работником здравоохранения материального вознаграждения от фармацевтической компании обсуждается уже давно. С вступлением в силу в 2011 году Федерального Закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» (далее — ФЗ № 323) ситуация, при которой у медицинского или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского или фармацевтического работника и интересами пациента, получила название «конфликт интересов» (часть 1 статьи 75 ФЗ № 323).
Естественно, что одним определением дело не ограничивается и официально в отношении специалистов и организаций здравоохранения действуют соответствующие запреты. В частности, медицинским работникам запрещено принимать от фармацевтических компаний подарки и денежные средства (за исключением вознаграждений по договорам при проведении клинических исследований лекарств и испытаний медицинских изделий, а также при осуществлении педагогической и (или) научной деятельности), (более подробно с остальными ограничениями можно ознакомиться в статье 74 ФЗ № 323).
Учитывая вышесказанное, у многих может возникнуть вопрос о законности произведенных выплат, информация о которых уже была обнародована фармацевтическими компаниями в июне этого года.
С точки зрения фармацевтических компаний, все выплаты, включенные в отчеты, произведены в рамках законодательства и к конфликту интересов отношения не имеют. Сама же идея с публикацией отчетов является ничем иным, как реализацией намерения повысить доверие общественности к фармацевтической индустрии и поспособствовать пониманию сложившихся между специалистами здравоохранения и фармацевтической индустрией отношений. В частности, согласно комментариям компании «АстраЗенека», раскрытие информации о выплатах позволит продемонстрировать легитимность взаимоотношений компании со специалистами и организациями сферы здравоохранения, основанных исключительно на деловой необходимости, развитии науки и инноваций, прозрачности намерений, заботе о благе пациентов.
В свою очередь, чтобы разобраться, так ли это на самом деле с точки зрения законодательства, необходимо понять методологию публикации отчетов о выплатах специалистам и организациям здравоохранения.
Читать продолжение: http://goo.gl/qYWQSG
Еще более 1750 статей.