На пути к «не//ясной» системе лицензирования медицинских услуг
Вновь возвращаемся к теме требований, необходимых для лицензирования медицинских организаций. Так, 24 января 2019 года регулятором был опубликован проект изменений в Приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н (далее – Приказ № 121н). В пояснительной записке к проекту указано, что документ разработан для установления в целях лицензирования конкретных требований к организации и выполнению работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, как это предписано пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного ПП РФ от 16.04.2012 № 291 (далее – Положение о лицензировании).
Предыстория
Напомним, что в соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании определено, что Минздравом России устанавливаются требования к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования.
Следуя данной норме, формально такие требования как раз и были установлены Приказом № 121н. На деле оказалось, что регулятор всего лишь расширил Перечень работ (услуг) определенный Положением о лицензировании, предложив определенную разблюдовку по видам и условиям оказания медицинской помощи. В итоге, правовая дыра позволила лицензирующим органам устанавливать «свои» правила игры, а точнее требования к организациям, желающим получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В сложившуюся ситуацию ввязался ФАС России, установив сей печальный факт (отсутствие требований), а в последующем признав нарушения Закона «О защите конкуренции». По итогам рассмотрения дела Минздраву было предписано установить указанные требования по каждой медицинской работе (услуге). В дальнейшем антимонопольный орган подтвердил свою позицию в трех инстанциях арбитражных судов России.
Первые робкие шаги
После действий ФАСа в ноябре 2018 года Минздравом был внесен проект изменений в Положение № 291. Согласно документу, регулятор собирается в число лицензионных требований внести требование о соблюдении правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, а таке положений об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи, порядка организации реабилитации и санаторно – курортного лечения. Напомним, что в настоящее время одним из лицензионных требований к медицинской деятельности является соблюдение порядков оказания медицинской помощи (то есть только порядков).
Следующим шагом федерального органа был проект «Об установлении требований к работе (услуге)по эпидемиологии» (подробно мы об этом писали в конце 2018 года).
А теперь о самом проекте
Проект изменений Приказа № 121н фактически дублирует проект к Положению о лицензировании (ПП РФ № 291) в части лицензионных требований по соблюдению не только порядков оказания медицинской помощи, но и правил проведения различных видов исследований, а также положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи. Более того, для большей «ясности» в проекте предусмотрен перечень нормативных правовых актов, предусматривающих «те самые» ТРЕБОВАНИЯ для каждой услуги. А точнее к услугам (работам) Минздрав предлагает привязать соответствующий порядок оказания медицинской помощи, положение об организации оказания МП и (или) правила исследований. Пример представлен ниже в таблице
№ п/п | Наименование работы (услуги) | Нормативный правовой акт, предусматривающий требования к организации и выполнению работ (услуг) |
---|---|---|
1. | по авиационной и космической медицине | Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» |
2. | по акушерскому делу | Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» |
3. | по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) | Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 572н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)» |
и далее |
На этом предложения авторов проекта в части определения Требований к медицинским услугам (работам) в целях лицензирования были исчерпаны.
Однако в приведенном перечне по многим услугам (работам) отсутствуют какие- либо акты, предусматривающие требования к их организации и выполнению. Так, проект не содержит требования к услугам по радиологии, рентгенологии, рефлексотерапии, токсикологии, трансфузиологии, мануальной терапии, медицинскому массажу и многим другим.
Более того, не все действующие в настоящее время порядки оказания МП способны дать полноценное представление о том, какие конкретно лицензионные требования предъявляются к медицинской услуге (работе). Например, таковыми являются услуги по гигиене в стоматологии, челюстно – лицевой хирургии, ЛФК и многие другие.
И САМОЕ ГЛАВНОЕ проект не устанавливает тех самых требований, о которых ФАС упоминал в своем докладе, а именно требования к зданиям и помещениям медицинской организации, к медицинским изделиям, к образованию и стажу работы персонала, оказывающим медицинские услуги, к структуре и штатному медицинских организаций.
Таким образом, задача, которую поставил ФАС перед Минздравом, выполняется пока что достаточно формально и в скорую прозрачность лицензирования верится с трудом. Сообщаем, что предлагаемые требования находятся на стадии обсуждения до 7 февраля 2019 года.
Еще более 1750 статей.