Минздрав ввел порядок осуществления контроля качества оказания медпомощи пациентам с COVID-19
Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекцией с каждым днем принимает все более стабильный характер, однако случаи заболевания все еще продолжают выявляться, а пациенты прибавляться. На этом фоне органы власти в сфере здравоохранения стали разрабатывать различные рекомендации и чек-листы.
Так, Роспотребнадзором РФ в апреле 2020 года были разработаны чек-листы для оценки системы эпидемиологической безопасности в медицинских организациях в условиях пандемии COVID-19 (для поликлиник и стационаров соответственно). Теперь и Минздрав России подготовил Письмо с рекомендациями по порядку осуществления контроля качества оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и соответствующими чек-листами (Письмо от 08.07.2020 № 30-4/1178) (далее – Письмо)).
Данное Письмо включает в себя:
- Рекомендации по порядку осуществления контроля качества (далее – КК) оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19;
- Проверочный лист. Анализ качества медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (чек-лист);
- Проверочный лист. Анализ качества медицинской помощи пациентам 0-18 лет с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (чек-лист).
О главном в Письме
Рекомендации по порядку осуществления КК и соответствующие чек-листы распространяют свое действие на медицинские организации субъектов РФ.
КК осуществляется мобильными врачебными бригадами в следующем составе:
- организатор здравоохранения (руководитель бригады),
- врач-инфекционист или врач-пульмонолог,
- врач-анестезиолог-реаниматолог,
- врач-педиатр (при проверке качества помощи детям с новой коронавирусной инфекцией COVID-19),
- врач-акушер-гинеколог (при проверке качества помощи беременным и родильницам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19).
Бригады формируются на основании распоряжения органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (например, на основании распоряжения Департамента здравоохранения города Москвы), а количество бригад в регионе формируется с учетом числа медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с COVID-19 и количества пациентов, находящихся на лечении.
При проведении контрольных мероприятий мобильные бригады должны использовать унифицированные проверочные листы (чек-листы), отражающие соответствие оказываемой помощи временным методическим рекомендациям Минздрава России «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19».
Проверочные листы заполняются:
- на каждый случай летального исхода;
- каждый случай тяжелого течения заболевания;
- выборочно на 5% случаев легкого и 10% случаев среднетяжелого течения заболевания.
По каждому случаю формируется заключение о наличии либо отсутствии нарушений в ведении пациента, перечисляются выявленные ошибки и недостатки. По завершении контрольных мероприятий в медицинской организации руководитель бригады в 5-дневный срок направляет итоговый отчет с анализом типичных ошибок и рекомендациями по их устранению в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.
Однако возникает вопрос: к какому виду контроля относится данный вид КК оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19?
Так, в соответствии с п. 1 ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:
- государственный контроль (осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»);
- ведомственный контроль (осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Приказ № 1340н));
- внутренний контроль (осуществляется на основании Приказа Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности). *
* Документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.06.2020 № 868.
К контролю качества и безопасности медицинской деятельности также может быть отнесен и контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (п. 2 ст. 87 ФЗ № 323).
Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемый Минздравом России новый вид КК не может быть отнесен ни к одному из видов контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках ст. 87 ФЗ № 323. Однако стоит заметить, что больше всего он «подобен» ведомственному контролю, так как проводится на основании распоряжения органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Тем не менее есть несколько «но»:
- в таком случае он должен распространяться только на подведомственные на уровне субъектов медицинские организации и не может затрагивать федеральные и частные медицинские организации;
- в Приказе № 1340н (на основании которого осуществляется ведомственный контроль) нет упоминания о проведении контроля с применением чек-листов, которые должны использоваться при проведении нового КК оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19.
На основании изложенного, полагаем, что остается открытым вопрос о том, насколько в итоге предлагаемый Минздравом России контроль обязателен, тем более учитывая еще и то, что необходимость его проведения установлена письмом регулятора, которое не является нормативным правовым актом.
Еще более 1750 статей.