Медицинское освидетельствование на состояние опьянения – что нового и как с этим быть?
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 227-ФЗ законодатель внес ряд поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, чем вызвал в последующем массу вопросов. Касается это введения статьи 27.12.1 «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения». Конечно, нам сразу на ум приходят правонарушения, связанные с управлением транспортных средств в состоянии опьянения, и порядок прохождения медицинского освидетельствования на установление указанного состояния, который давно уже принят и действует в рамках статьи 27.12. КоАП РФ, однако в данном случае это не так и освидетельствования касаются иных лиц, не водителей.
Во исполнении новой статьи 27.12.1 КоАП РФ постановлением Правительства РФ от 23 января 2015 года № 37 были утверждены Правила направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения (далее – Правила). Как было уже вскользь замечено ранее, новая статья 27.12.1 КоАП РФ, равно как и утвержденные недавно Правила не имеют никакого отношения к правонарушениям, связанным с управлением транспортного средства. Новая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении совершенно очевидно была введена законодателем для совсем иных целей. При этом, почему-то и как всегда новое вызывает массу вопросов и проблем практического применения. Факультет Медицинского Права решил в данной заметке осветить немного сложившуюся ситуацию.
Итак, статья 27.12.1 КоАП РФ, действующая со 02 августа 2014 года устанавливает, что лица, совершившие административные правонарушения (за исключением лиц, указанных в частях 1 и 1.1. статьи 27.12 КоАП РФ, а это именно водители), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
К административным правонарушениям, по которым гражданин может быть направлен на медицинское освидетельствование на состояние опьянения можно отнести следующие:
- статья 20.8 части 4.1 и 4.2 КоАП РФ (ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения; невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения);
- статья 20.13 часть 2 КоАП РФ (стрельба из оружия в отведенных для этого местах с нарушением установленных правил, совершенное группой лиц либо лицом, находящимся в состоянии опьянения);
- статья 20.22 (нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, иных одурманивающих веществ);
- и ряд других правонарушений, при которых состояние опьянения является квалифицирующим признаком.
Для направления лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется соответствующий протокол. В протоколе должны быть указаны дата, время, место, основания направления на медицинское освидетельствование, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого применена подобная мера. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу, а его копия вручается лицу, в отношении которого он был составлен.
Кроме этого, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ № 37, предусматривают, что при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. В случае отказа от прохождения медицинского освидетельствования, в протоколе делается соответствующая отметка (п.п. 5, 7 Правил).
Пунктом 8 Правил также предусмотрено, что подобное медицинское освидетельствование проводится медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности по оказанию соответствующих услуг (работ). В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 291 (Положение о лицензировании медицинской деятельности…) к таковым относятся услуги (работы) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).
Как статьей 27.12.1 КоАП РФ, так и п. 2 Правил установлено, что критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (для справки – Минздравом России).
Устанавливая определенный порядок медицинского освидетельствования, законодатель по каким – то причинам не предусмотрел ни форму протокола о направлении на медицинское освидетельствование на основании статьи 27.12.1 КоАП РФ, ни форму акта медицинского освидетельствования, ни соответствующих критериев направления на освидетельствование.
Применение по аналогии формы № 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», а также Критериев, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, утвержденных приказом Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», а также форм акта медицинского освидетельствования и протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, утвержденных приказом МВД России от 04.08.2008 № 676, по нашему мнению, невозможно, поскольку подобная аналогия не предусмотрена самим Кодексом РФ об административных правонарушениях, а указанные формы документов относятся к медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения лиц, управлявших транспортным средством, по делам о правонарушениях.
До настоящего времени нет ни одного нормативного документа, а, соответственно, и утвержденных форм документов, необходимых для реализации нового порядка медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц в рамках статьи 27.12.1 КоАП РФ. Следовательно, сложившаяся ситуация затрудняет, а точнее делает невозможным, применение меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях по новой статье 27.12.1 КоАП РФ. Это ставит в тупик, как должностных лиц, рассматривающих соответствующие дела, так и медицинские организации, фактически готовые приступить к новому делу. Остается надеется и верить, что в ближайшем будущем законодатель порадует нас подзаконными актами, могущими наконец-то вывести импотентные досель нормы на путь их практической реализации.
Еще более 1750 статей.