Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
3 сентября 2021

Лицензионный классификатор приняли, а проблема как лицензировать осталась

2157

Лицензионный классификатор приняли, а проблема как лицензировать осталась

1 сентября вступило в силу новое постановление Правительства о лицензировании медицинской деятельности, а накануне был опубликован приказ Минздрава от 19.08.2021 № 866н «Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность» (далее – приказ № 866н). «Затравка» для утверждения классификатора была дана в самом постановлении, поэтому мы его ожидали с интересом. О надеждах и разочарованиях – в заметке.

Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. № 852 Министерство здравоохранения утверждает классификатор работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Предмет классификатора – соотнесение видов работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи. Классификатор утверждается исключительно в целях его применения при оформлении лицензий и не устанавливает обязательных требований.

Краткая предыстория

Классификатор, утвержденный приказом № 866н, заменяет скандальный приказ Минздрава России от 11.03.2013 № 121н (далее – приказ № 121н), который якобы утверждает требования к организации и выполнению работ (услуг). На то, что акт в действительности ничего не утверждает Федеральная антимонопольная служба обратила внимание Министерства еще в октябре 2017 года. Тогда комиссия ФАС предписала Минздраву прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в неустановлении требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования, и установить такие требования по каждой работе (услуге), включенной в Перечень, утвержденный постановлением Правительства от 16.04.2012 № 291. Нарушение заключается в том, что органы лицензирования в условиях отсутствия единых требований по своему усмотрению предъявляли не предусмотренные законодательством требования к организациям, желающим получить лицензию на оказание тех или иных медицинских услуг, что приводило к ограничению конкуренции на рынке медицинских услуг.

Предписание было безуспешно обжаловано Минздравом в арбитражном суде в августе 2018 года. Работа по утверждению требований к организации и выполнению работ (услуг) в настоящий момент не слишком активно, но все же ведется Министерством. Например, в 2020 году были утверждены соответствующие требования по сестринскому делу, в 2021 году – требования по экспертизе качества медицинской помощи.

Нет положения – нет проблем?

Из нового постановления о лицензировании убрали положение о том, что Минздрав устанавливает требования к организации и выполнению работ (услуг). Вместо требований Министерство теперь утверждает классификатор. Теперь Минздрав может не бояться гнета обоснованных недовольств ФАСа. Однако норму о необходимости утверждения требований исключили, а проблема отсутствия конкретных и понятных требований по-прежнему осталась. А, значит, продолжится лицензирование «на глазок» ряда медицинских работ (услуг), не урегулированных нормативными актами. Например, авиационная и космическая медицина, функциональная диагностика, мануальная терапия и многие другие.

Сам классификатор представляет собой соотнесение перечня работ (услуг) с видами и условиями оказания медицинской помощи. По своей задумке он содержит те же нормы, что и приказ № 121н, только изложены они в более удобном, табличном формате:

Работы (услуги), указанные в приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности Виды медицинской помощи Условия оказания медицинской помощи
по авиационной и космической медицине первичная специализированная медико-санитарная помощь амбулаторно
дневной стационар
по акушерскому делу первичная доврачебная медико-санитарная помощь амбулаторно
по акушерству и гинекологии (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий и искусственного прерывания беременности) первичная специализированная медико-санитарная помощь амбулаторно
дневной стационар
по акушерству и гинекологии (искусственному прерыванию беременности) первичная специализированная медико-санитарная помощь амбулаторно
дневной стационар

Конечно, необходимость такого классификатора для целей лицензирования не подвергается сомнению. Однако, подчеркнем, что решение существующей проблемы отсутствия четких требований лицензирования услуг, классификатор не приблизил.

Вам также будет интересно
6769
Лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности
Лицензионные требования к лицензиату при осуществлении медицинской деятельности
19945
Лицензирование и санитарные требования
Не заблуждайтесь – лицензии не бессрочны
9093
Лицензионные требования к осуществлению медицинской деятельности
Изменения перечня выполняемых работ, оказываемых услуг в составе медицинской лицензии
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.