Лечили от остеохондроза, пропустив онкологию: сколько стоят ошибки
Дают ли боли в грудном отделе позвоночника повод назначить рентгенографию легких? Мог ли врач заподозрить и диагностировать онкологическое заболевание? Почему отсутствие связи между дефектами и летальным исходом не гарантирует отсутствие ответственности? Обо всем об этом далее, а также о практике последних лет по компенсации морального вреда.
Тривиальная история
Летом 2022 года Девятый кассационный суд общей юрисдикции поставил точку в споре между вдовой умершего пациента и городской поликлиникой.
История тривиальная. Пациент страдал от болей в грудном отделе позвоночника. В мае 2020 года по итогам анамнеза и осмотра врачами поликлиники был поставлен диагноз «остеохондроз». При осмотре зафиксировано повышенное артериальное давление. Никаких дополнительных исследований назначено не было. Впоследствии он умер от онкологического заболевания (злокачественное новообразование легкого).
Прямая связь между дефектами медпомощи (не проведены дополнительные исследования) и летальным исходом не была установлена. Онкологическое заболевание развивалось стремительно, независимо от действий медицинских работников, что и привело к скорой смерти пациента.
А слона-то я и не приметил
Суды сконцентрировались на дефектах диагностики.
Эксперты нашли нарушения клинических рекомендаций, стандартов медпомощи, клинических протоколов по патологии позвоночника: не назначены анализы крови, мочи, рентгенологическое исследование грудного отдела позвоночника. Пациент также не направлен к врачу-неврологу.
Судебный орган придал внимание дефектам диагностики при артериальной гипертензии (у пациента было повышенное давление при осмотре). Так, не были выполнены требования стандарта медпомощи при артериальной гипертензии (приказ Минздрава от 09.11.2012 №708н): пациенту не назначены анализы крови, мочи, а также рентгенография легких. По мнению судов, это было важным обстоятельством, данные исследования помогли бы заподозрить коварную болезнь и облегчить состояние пациента от сильных непрекращающихся болей.
Нарушение стандарта 708н обнаружил территориальный орган Росздравнадзора в ходе проверочных мероприятий. При этом судебные эксперты пришли к выводу, что рентгенография легких необязательна. Суд признал вывод контрольного органа более правильным.
Как итог все судебные инстанции посчитали, что ненадлежащее оказание медпомощи причинило страдания не только пациенту, но и его близкому человеку, поэтому были основания для компенсации морального вреда. Взысканная сумма компенсации морального вреда составила 70 тыс. рублей (истец просил 2,5 млн рублей).
Курс на увеличение
Количество дел, где родственники получают компенсацию морального вреда в отсутствии прямой связи между дефектами медпомощи и летальным исходом, продолжает неуклонно расти. Старт подобной практике был дан Верховным Судом РФ еще в 2021 году, когда был отменен ряд судебных решений по аналогичным спорам. В приведенном нами примере суд не установил прямой связи между дефектами и смертью пациента, однако выявил факт ненадлежащего оказания медпомощи, что причинило страдания родственнику пациента.
Виновен не виновен – вот в чем вопрос
По нашему мнению, судебное решение остается до конца неясным. Суд посчитал, что клиника не предоставила доказательств отсутствия вины в нарушении порядков и клинических рекомендаций. Между тем в судебных актах не описано, какие именно порядки и клинические рекомендации были нарушены. С февраля 2020 года действуют клинические рекомендации «Артериальная гипертензия у взрослых». Ни в одной из тезисов-рекомендаций не предусмотрено обязательное проведение рентгенографии органов грудной клетки. Указание на данное исследование имеется только в комментариях к тезису о проведении ЭКГ при гипертоническом кризе.
Что касается клинических рекомендаций по остеохондрозу, то в период оказания медпомощи документ, о котором вели речь эксперты, не соответствовал требованиям ст. 37 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Новые клинические рекомендации, относящиеся к данному заболеванию, действуют с 2021 года. Стандарт медпомощи при остеохондрозе еще не принят.
Еще более 1750 статей.