Кто войдет в планы проверок ФАС России?
5 марта 2018 года опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 01.03.2018 № 213 «Об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 213).
К чему в этой связи готовиться медицинским организациям можно узнать из настоящей публикации.
Напоминаем коротко
Факультетом медицинского права была написана не одна статья по теме риск-ориентированного подхода в системе плановых проверок, например:
- Риск – ориентированный подход при обращении лекарственных средств;
- Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор с применением риск-ориентированного подхода;
- Об основах математического анализа или о риск – ориентированном подходе в рамках государственного контроля за обращением медицинских изделий;
- О риск-ориентированном подходе в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Отметим, что законодатель при категорировании рисков, как правило использует сложные схемы и формулы, которые с первого раза понять может далеко не каждый. Однако, в данной заметке мы не ставим перед собой задачу воспроизвести и отобразить все категории рисков, только лишь напомним основные моменты законодательства.
Риск-ориентированный подход. Основное
С 1 января 2018 года в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности своей деятельности контролирующие органы при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) применяют риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности (часть 2 статьи 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- ФЗ № 294).
Отнесение к определенному классу (категории) опасности осуществляется контролирующим органом с учетом тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований, а к определенной категории риска — также с учетом оценки вероятности несоблюдения соответствующих обязательных требований (часть 3 статьи 8.1 ФЗ № 294).
Категории риска при осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного
Контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства осуществляет ФАС России (пункт 5.3.1.1 положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331).
При этом новым ПП РФ № 213 утверждены критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность, к категориям риска при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации (далее – Критерии).
Кого коснутся новые Критерии?
Критерии относятся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим, в частности, следующие виды деятельности:
- Производство и продажа лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- Медицинские услуги.
Отмечаем, что категория риска зависит от размера выручки и от того, является ли хозяйствующий субъект субъектом естественных монополий. Поясним:
- К категории среднего риска относят субъекты естественных монополий и субъекты, осуществляющие регулируемые виды деятельности, имеющие размер необходимой валовой выручки за предшествующий год свыше 10 млрд. рублей (плановые проверки планируется проводить не чаще, чем один раз в три года);
- К категории умеренного риска относятся хозяйствующие субъекты, имеющие выручку за предшествующий год свыше 10 млрд. рублей (плановые проверки планируется проводить не чаще, чем один раз в пять лет);
- К категории низкого риска относят иные хозяйствующие субъекты.
Таким образом, Факультет Медицинского Права с радостью подводит такой итог – медицинским организациям, а также организациям, занимающимися производством и продажей ЛС и МИ, но не имеющим годовой выручки свыше 10 млрд. рублей, не грозят плановые проверки ФАС России в части контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.
С полным текстом ПП РФ № 213 можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.
Еще более 1750 статей.