Комиссии по отбору пациентов для проведения ЭКО получат новый правовой статус
На портале нормативно-правовых актов опубликован проект о внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению».
Указанный проект предполагает дополнение Порядка использования вспомогательных репродуктивных технологий (далее – ВРТ) новым разделом IV – «Этапность оказания медицинской помощи с использованием вспомогательных репродуктивных технологий за счет средств территориальных программ обязательного медицинского страхования».
Запланированные изменения не скажутся на практике применения ВРТ, поскольку практически все нормы, предусмотренные проектом, не являются чем-то новыми – они уже изложены в Информационно-методическом письме «О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий», утверждённом письмом Минздрава России от 26.02.2018 № 15-4/682-07.
Включение положений Информационно-методического письма в Порядок призвано повысить их значимость и придать им большую юридическую силу. Отметим, что письма Минздрава (в том числе информационно-методические) не являются нормативно-правовыми актами и вопрос об обязательности их соблюдения остается дискуссионным. В тоже время соблюдение Порядков медицинской помощи является обязательным.
Этапы и процедуры, предписанные Минздравом России, необходимые для использования вспомогательных репродуктивных технологий за счет ОМС и так уже исполнялись «de facto». В случае принятия проекта они окажутся еще и закрепленными «de jure».
Впрочем, одно из положений проекта все-таки не совпадает с Информационно- методическим письмом. Речь идет о статусе Комиссии по отбору пациентов для проведения процедуры ЭКО. Полномочия данной Комиссии всегда вызывали ряд вопросов. Согласно информационно-методическому письму, Комиссия функционировала при субъекте РФ и создавалась органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения. Однако, в таком случае, на каких основаниях этот административный орган решает медицинский вопрос – принимает решение о направлении или ненаправлении пациентки на процедуру ЭКО? Ведь согласно ст. 21 и 70 ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», направление в медицинскую организацию для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме осуществляется лечащим врачом. Сомнения в правомерности деятельности комиссии привели к судебной тяжбе в Верховном Суде РФ между Санкт-Петербургской клиникой «ИнАлМед» и Минздравом России. Клиника требовала признать частично недействующим информационно-методическое письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации «О направлении граждан Российской Федерации для проведения процедуры ЭКО» от 29 марта 2016 г. № 15-4/10/2-1895 (письмо-предшественник информационно-методического письма Минздрава России от 26.02.2018 № 15-4/682-07 с аналогичными нормами). 4 июня 2018 года судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ было вынесено определение о прекращении дела в связи с отменой оспариваемого акта. Тем не менее, данное судебное решение было полностью отменено 26 июля 2018 года апелляционной коллегией Верховного Суда РФ, а дело направлено на новое рассмотрение.
В проекте, как уже упоминалось, статус и порядок формирования Комиссии был изменен. Согласно проекту, Комиссия будет являться врачебной комиссией, создаваемой ведущей медицинской организацией субъекта РФ в сфере ВРТ (это может быть центр охраны здоровья семьи и репродукции; центр охраны материнства и детства, перинатальный центр либо другая медицинская организация). Комиссия будет функционировать с целью коллегиального исключения противопоказаний и ограничений, утвержденных Порядком использования ВРТ с привлечением смежных специалистов и уточнения выполненных циклов ЭКО в случае смены лечащего врача, что в целом соответствует полномочиям врачебной комиссии. В то же время ведущую медицинскую организацию, в которой формируется комиссия, будет определять орган государственной власти в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации (что также соответствует законодательству). Мы предполагаем, что подобными изменениями Минздрав России решил исключить возможность получения в будущем исков подобных иску от «ИнАлМед», а также нивелировать обвинения в том, что вопросами показаний, противопоказаний и ограничений к использованию ВРТ применительно к тому или иному пациенту занимается административный орган, а не медицинская организация.
Еще более 1750 статей.