И снова про законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах
Данная заметка является тематическим продолжением публикации «Про «перевороты» в законодательстве о наркотических и психотропных веществах», опубликованной Факультетом Медицинского Права «10» июля 2015 года.
Мы уже говорили, что «30» июня 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в законодательство о наркотических средствах и психотропных веществах (речь идет о Федеральном законе от 31.12.2014 № 501-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», далее ФЗ № 501).
По этим изменениям Минздрав России в своем Письме от 19.06.2015 № 25-4/10/2-3030 дал разъяснения, о которых мы сейчас расскажем.
С «30» июня 2015 года срок действия рецептов на отпуск наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, внесенных в Список II (Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681) увеличен с 5 до 15 дней, срок хранения специальных журналов учета регистрации операции, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ уменьшен с 10 до 5 лет. Однако в связи с централизованным изготовлением специальных рецептурных бланков на наркотические средства и психотропные вещества в 2014 – 2015 годах по старой форме (с указанием срока действия рецепта 5 дней) Минздрав России полагает возможным разрешить их дальнейшее использование.
Важно, что в соответствии с нормами Правил оформления формы № 107/у-НП «Специальный рецептурный бланк на наркотическое средство и психотропное вещество», утвержденных приказом Минздрава России от 01.08.2012 № 54н (далее – приказ № 54н), при заполнении рецептурного бланка исправления не допускаются.
Минздрав предлагает в целях информирования пациентов о новом сроке действия рецепта ставить отметку на обороте рецепта (штампом, ручным способом) «Срок действия рецепта 15 дней».
Дополнительно сообщаем, что Минздравом России разработаны поправки в Приказ № 54н (в том числе, в части корректировки срока действия специального рецепта на наркотические средства и психотропные вещества), а также поправки в Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2011 № 644 (в части корректировки срока хранения журналов учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ).
Минздрав России обращает внимание на норму пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», регламентирующую запрет требования возврата первичных и вторичных (потребительских) упаковок использованных наркотических и психотропных лекарственных препаратов (например, пустые ампулы, флаконы, блистеры, вскрытые и использованные трансдермальные терапевтические системы) при последующей их выписке.
Однако до настоящего времени некоторые субъекты Российской Федерации при отсутствии федеральной нормы о возврате использованных упаковок наркотических и психотропных лекарственных препаратов от амбулаторных больных на региональном уровне данную норму утвердили.
Минздрав России предлагает привести региональные нормативные акты в соответствие с действующим федеральным законодательством в указанной сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Кроме того, Минздрав России напоминает о том, что ФЗ № 501 определил новые организации, работникам которых предоставлено право отпуска наркотических и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, это медицинские организации и обособленные подразделения медицинских организаций, расположенные в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Минздрав России подготовил проект приказа, регламентирующий новый перечень должностей фармацевтических и медицинских работников в организациях, которым предоставлено право отпуска наркотических и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам (взамен Приказа Минздравсоцразвития России от 13.05.2005 № 330). Указанный проект приказа с «10» июня 2015 г. размещен на сайте regulation.gov.ru для публичного обсуждения в целях оценки регулирующего воздействия.
При этом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определить перечень медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских и удаленных населенных пунктах, в которых будет осуществляться отпуск наркотических и психотропных лекарственных препаратов физическим лицам, а также номенклатуру наркотических и психотропных лекарственных препаратов для отпуска этими организациями и обособленными подразделениями.
Также, Минздравом России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий упрощение требований по хранению, перевозке, учету наркотических средств и психотропных веществ, в том числе в части предоставления права медицинским и аптечным организациям осуществлять перевозку наркотических препаратов без специализированной охраны, увеличения нормативов запасов на наркотические средства и психотропные вещества для аптек и медицинских организаций, отнесения к 3-ей категории помещений хранения наркотических средств и психотропных веществ медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций, расположенных в сельских и удаленных населенных пунктах, и др.
Факультет Медицинского Права дополнительно сообщает, что для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров возможно использовать лишь изолированные помещения, специально оборудованные инженерными и техническими средствами охраны. Такие помещения подразделяются на 4 категории. В отношении помещений каждой из категорий устанавливаются базовые требования к их оборудованию инженерными и техническими средствами охраны, а также к условиям хранения в них наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Так, к 3-ей категории, относятся помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения 10-дневного запаса наркотических средств и психотропных веществ и наркотических средств и психотропных веществ, сданных родственниками умерших больных, помещения юридических лиц, предназначенные для хранения наркотических средств и психотропных веществ, используемых в ветеринарных, научных, учебных и экспертных целях, а также прекурсоров, используемых в научных, учебных и экспертных целях (пункт 4 Правил хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1148).
Заметим, что помимо 3-ей категории, к медицинским организациям имеют отношения также 4-ая категория помещений – помещения медицинских организаций, предназначенные для хранения суточного запаса наркотических средств и психотропных веществ. Однако о 4-ой категории помещений Минздрав России пока не упоминает.
Подводя итоги, можно сказать, что вышеозначенные разъяснения Минздрава России относительно ФЗ № 501 пришлись к месту, так как тема наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров – сложна и крайне серьезна. Мы надеемся, что подобные указания помогут избежать медицинским организациям лишних проблем при соприкосновении с данной сферой.
Еще более 1750 статей.