Электронный листок нетрудоспособности
С 1 июля 2017 года листок нетрудоспособности можно будет оформить в электронном виде. Связано это с тем, что Федеральным законом от 01.05.2017 № 86-ФЗ вносятся поправки в Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323). А точнее, в статью 59 ФЗ № 33 вводится новое положение, которое гласит:
«Листок нетрудоспособности может выдаваться как в форме документа на бумажном носителе, так и формироваться в виде электронного документа (с письменного согласия пациента), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией».
Обращаем внимание, что не только ФЗ № 323 претерпел изменения. Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – ФЗ № 255) с 1 июля 2017 года назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будет осуществляться на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.
На что стоит обратить внимание в связи с указанными переменами
Главное здесь – согласие пациента на оформление листка нетрудоспособности в электронном виде. Эта норма закреплена в двух рассматриваемых Федеральных законах. Поэтому, если пациент не желает оформлять электронный листок нетрудоспособности, то он должен получить такой документ в привычном для себя виде, то есть на бумажном носителе.
В настоящее время выдача листка нетрудоспособности осуществляется по форме, в порядке и сроки, установленные Приказами Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н и от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности». Однако данный документ говорит только об обычной бумажной версии листка нетрудоспособности, в нем ни слова не упоминается о возможности оформления данного документа в электронном виде.
При этом, в ФЗ № 255 вносится поправка и о том, что форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается Минздравом РФ, по согласованию с Минтрудом России, и Фондом социального страхования РФ. Однако, на данный момент подобного документа не утверждено.
Как указано в поправках к ФЗ № 255, для того, чтобы были назначены и выплачены соответствующие пособия по электронному листку нетрудоспособности, медорганизация и страхователь (в данном контексте страхователь – это, как правило, работодатель) должны быть участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа должен быть установлен Правительством РФ, но, опять же, на данный момент такого нормативного акта еще не принято.
Поэтому остается только надеяться, что к 1 июля 2017 года два таких крупных пробела в законодательстве будут устранены. В противном случае, механизм реализации поправок к ФЗ № 323 и ФЗ № 255 попросту будет отсутствовать.
В довершении ко всему
Еще раз хочется обратить внимание наших читателей на то, что для реализации вышеназванных нововведений необходимо наличие информационного взаимодействия, то есть наличие специальной системы. В настоящее время в законодательстве РФ действуют некоторые положения об информационных системах в сфере здравоохранения. Так, в силу части 1 статьи 91 ФЗ № 323 в информационных системах в сфере здравоохранения осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах, организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и об осуществляемой ими медицинской деятельности на основании представляемых ими первичных данных о медицинской деятельности.
Однако на сегодняшний день четкая правовая регламентация порядка ведения информационных систем отчасти отсутствует. Например, Минздравом России до сих пор не принят порядок ведения информационных систем, в том числе порядок и сроки представления в них первичных данных о медицинской деятельности, хотя его проект уже с 2015 года «висит» на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Также 25 октября 2016 года Минздравом России был утвержден Приказ № 797, согласно которому в эксплуатацию вводятся следующие ключевые подсистемы Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ):
- федеральная электронная регистратура;
- интегрированная электронная медицинская карта;
- подсистема ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан.
Обращаем внимание, что данный приказ не прошел регистрацию в Минюсте России и не был опубликован, следовательно, не имеет юридической силы.
При этом в Приказе Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 № 364, утвердившем Концепцию создания Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, поименованы такие системы, как системы, обеспечивающие бухгалтерский и управленческий учет финансово-хозяйственной деятельности медицинских организаций, в том числе автоматизирующие функции взаимодействия со страховыми медицинскими организациями в части формирования и оплаты счетов за оказанную медицинскую помощь. Однако, систем, направленных на взаимодействие медорганизаций со страховщиками, страхователями и федеральными госучреждениями медико-социальной экспертизы в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа в рассматриваемом приказе от 28.04.2011 № 364 не предусмотрено.
Следовательно, вопрос реализации выдачи листка нетрудоспособности в электронном виде остается открытым.
Еще более 1750 статей.