Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
6 мая 2016

Драконовские меры для бухгалтеров-нарушителей

3989
«Дра́конт или Дра́кон — афинянин, один из древнейших законодателей Греции.
Известен своим сводом законов, который был так суров, что возникло
крылатое выражение драконовские меры, относящееся к строгим наказаниям»

Из материала свободной энциклопедии «Википедия»

 

Драконовские меры для бухгалтеров-нарушителей30 марта 2016 года Федеральным законом от 30.03.2016 № 77-ФЗ (далее – ФЗ № 77) были внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Новая редакция вступила в силу 10 апреля этого года и ознаменовала собой ужесточение ответственности за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету.

Впрочем, ужесточение законов – это не всегда плохо, ведь как утверждал Никколо Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Тем более, что в этом случае у законодателя намерения были действительно благими. Как указал в Письме от 07.04.2016 № ИС-учет-1 Минфин России, изменения приняты с целью повышения эффективности мер пресечения нарушений требований к бухгалтерскому учету, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций и государства на получение надежной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.

Важность таких реформ для каждой организации, включая медицинскую, сложно переоценить, потому Факультет Медицинского Права сегодня несколько отступит от привычной темы законодательства о здравоохранении и рассмотрит поправки в сфере ответственности за нарушения бухгалтерского законодательства.

Реформы в статьях 15.11 и 4.5 КоАП РФ

Итак, новым ФЗ № 77 внесены изменения в статьи 15.11 и 4.5 КоАП РФ, ужесточающие административную ответственность за нарушения в сфере бухгалтерского учета и отчетности. По существу, изменения заключаются в следующем:

  • Расширился перечень грубых нарушений требований к бухгалтерскому учету (примечание 1 к статье 15.11 КоАП РФ);
  • В связи с изменением перечня грубых нарушений, изменилась и сама формулировка статьи 15.11 КоАП РФ;
  • Увеличился административный штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету (часть 1 статьи 15.11 КоАП РФ);
  • Было введено специальное наказание за повторное правонарушение (часть 2 статьи 15.11 КоАП РФ);
  • Расширился перечень условий, которые необходимо соблюсти для предоставления уточненной налоговой декларации (расчета), когда должностное лицо намерено освободиться от административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету (абзац 2 примечания 2 к статье 15.11 КоАП РФ);
  • Увеличился срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Кроме того, ФЗ № 77 была внесена также поправка в пункт 4 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, согласно которой в случае освобождения лица от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.11 КоАП РФ должно быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Расширение перечня грубых нарушений

Ранее статья 15.11 КоАП РФ носила название «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов». Однако, по факту, такое название было не совсем корректным, так как грубые нарушения, установленные статьей, относились исключительно к правилам ведения бухгалтерского учета и заключались лишь в двух позициях:

  • Занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

В новой редакции такие правонарушения остались, претерпела изменений лишь их формулировка. Например, если ранее нарушением считалось искажение статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности, то теперь это касается абсолютно любого денежного показателя. Однако, что более важно, к указанным видам грубых проступков, были добавлены еще 4 новых.

Таким образом, если Вы заглянете в КоАП РФ с изменениями от 10 апреля 2016 года или более поздней редакции, то в статье 15.11 увидите следующий перечень грубых нарушений требований к бухгалтерской отчетности:

  • Занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • Ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • Отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

В связи с этими добавлениями, законодатель решил также изменить и саму формулировку статьи 15.11 КоАП РФ, приведя ее название в соответствие с терминологией Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету. Так, согласно новой редакции правила ведения бухгалтерского учета, порядок представления бухгалтерской отчетности, а также порядок и срок хранения учетных документов вошли в единое понятие «бухгалтерский учет», а сама статья получила более лаконичное название «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Увеличение административного штрафа

После 10 апреля 2016 года средний размер административного штрафа за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету вырос в целых 2,5 раза! Если ранее он составлял от 2 000 до 3 000 рублей, то теперь нарушителям придется расстаться с суммой от 5 000 до 10 000 рублей.

Введение специального наказания за повторное правонарушение

Принято считать, что однажды ошибается только сапер. Однако, в определенной степени теперь права на повторную ошибку нет и у бухгалтера. Так, если в течении года со дня исполнения постановления о назначении административного наказания за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету (финансовой отчетности) то же лицо вновь подвергнется ответственности за нарушение требований статьи 15.11 КоАП РФ, в лучшем случае ему будет грозить штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а в худшем – дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

Увеличение срока давности привлечения к административной ответственности за правонарушение

Согласно подпункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Как указано в части 1 данной статьи, по истечении срока давности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Ранее срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете составлял 3 месяца, что было по сути спасительной соломинкой для бухгалтеров, так как налоговые проверки проводятся не так часто. Однако, теперь надзорный орган может особо не спешить, ведь привлечь нарушителя к ответственности, например, за допущение грубой оплошности в годовой бухгалтерской отчетности, согласно изменениям в статье 4.5 КоАП РФ можно в течении 2-х лет.

Изменение в порядке освобождения от административной ответственности за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету

Впрочем, и ранее ждать истечения срока давности было не самым лучшим выходом из ситуации. Обычно, бухгалтера пользовались пунктом 2 примечания к статье 15.11 КоАП РФ, согласно которой должностное лицо освобождалось от административной ответственности за грубое нарушение законодательства о бухгалтерском учете в следующих случаях:

  • Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. 3, 4 и 6 ст. 81 Налогового кодекса РФ.
  • Исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке

Эта возможность сохранилась и в нынешней редакции. Однако, в первом случае теперь немного изменена формулировка и, что более важно, расширен перечень условий, которые необходимо соблюсти для представления уточненной налоговой декларации при внесении изменений в налоговую декларацию:

  • Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 Налогового кодекса РФ;

Таким образом, для освобождения от административной ответственности в первом случае необходимо предоставить уточненную налоговую декларацию (расчет) с соблюдением всех требований статьи 81 Налогового кодекса. Например, согласно новым требованиям уточненная декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета, хотя ранее это было не принципиально (пункт 5 статьи 81 Налогового кодекса РФ).

Полная картина

Для лучшего восприятия основных из вышеприведенных изменений, мы подготовили сравнительную таблицу, ознакомиться с которой Вы можете ниже:

Ст. 15.11 КоАП РФ после изменений Ст. 15.11 КоАП РФ до изменений
Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет.
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
  • Занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • Искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
  • Регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
  • Ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
  • Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • Отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:
  • Занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
  • Искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15.11 КоАП РФ, в следующих случаях:
  • Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченной суммы налога (сбора) вследствие искажения данных бухгалтерского учета, а также уплата соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 Налогового кодекса РФ;
  • Исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 15 КоАП РФ, в следующих случаях:
  • Представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. 3, 4 и 6 ст. 81 Налогового кодекса РФ;
  • Исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.