Декриминализация 228.2 УК РФ – странный предмет: она вроде есть, но ее как бы нет
Еще совсем недавно медицинским сообществом и юристами обсуждалась необходимость декриминализации ошибок медицинских работников при работе с наркотическими веществами (например, в статье «Умолял жену купить водки, чтобы хоть чуть-чуть полегчало»). Минздрав России заявил, что подготовлен соответствующий законопроект, но текст проекта на тот момент почему-то не был опубликован.
И вот 12.07.2018 на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект о внесении изменений в часть 1 статьи 228.2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ» в части освобождения медиков и фармацевтов от ответственности при соблюдении определенных условий.
Официальные поправки
Поправка к УК РФ предполагает внесение примечания к ч.1 ст. 228.2 УК РФ следующего содержания: «Медицинский или фармацевтический работник, впервые совершивший преступление, предусмотренное частью первой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если он добровольно сообщил об этом преступлении, активно способствовал его раскрытию и (или) расследованию, возместил причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладил причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Отметим, что ч.1 ст. 228.2 УК РФ предусматривает уголовное наказание за:
- нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств (НС) или психотропных веществ (ПВ) либо их прекурсоров, инструментов или оборудования, используемых для изготовления НС или ПВ, находящихся под специальным контролем, повлекшее их утрату;
- нарушение правил культивирования растений, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности;
- нарушение правил хранения, учета, реализации, продажи, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения растений, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, и их частей, содержащих НС или ПВ либо их прекурсоры, повлекшее утрату таких растений или их частей.
Декриминализация понарошку
По сути ничего не меняется. Не видя текста законопроекта, мы искренне надеялись, что медицинские работники будут освобождены от уголовной ответственности за неумышленные преступления, связанные с оборотом наркотических средств. Это бы защитило интересы как врачей, так и пациентов, нуждающихся в обезболивании.
Но только вот предлагаемые поправки в УК РФ не способны сделать ситуацию лучше. Получается так, что врач должен сам пойти в органы, сам «сдаться», помочь расследованию, да еще и возместить причиненный ущерб. Фактически врачу предлагается обезболить, например, онкобольного, за свой счет и добровольно попасть «на карандаш» в МВД. Ведь второй раз прощения не будет и за нарушением последует родная уголовная ответственность. Какая-то получается декриминализация понарошку.
Врач по-прежнему остается одной из немногих профессий, где за неумышленную утерю расходных материалов, используемых в профессиональной деятельности, грозит уголовная ответственность. И если сейчас судьба и карьера врача зависит от потерянной ампулы наркотического обезболивающего (например, просто завалившейся куда-то при оказании медицинской помощи), то инициаторы проекта широким жестом предлагают две ампулы вместо одной. Зато будет основание рапортовать о проведенной декриминализации врачебных и фармацевтических ошибок при обороте НС и ПВ.
Как же быть?
На наш взгляд наиболее правильным шагом представляется нормальная и полная декриминализация, то есть исключение уголовной ответственности за неумышленную утрату наркотических и психотропных средств при оказании медицинской помощи (за исключением их утраты в особо крупном размере), без каких-либо условий о явке с повинной, о возмещении ущерба и прочего, что предлагается сегодня нашим законодателем.
В момент оказания помощи больным, врач должен думать о том, как облегчить страдания пациента, а не о том, что ему грозит уголовная ответственность за спасение жизни или облегчения страданий человека.
Еще более 1750 статей.