Абстракция, фрикция и полнейшая фикция
Минздрав разработал проект приказа «Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». 21 сентября он был опубликован для общественного обсуждения по данной ссылке.
Ниже цитируем дословно комментарий к данному проекту руководителя Факультета Медицинского Права Габай Полины Георгиевны в хронике группы «Медицина и закон» в Facebook:
Все бы хорошо, если бы не…
Начну с небольшой предыстории. Мы давно трудимся над разработкой системы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности для применения в медицинских организациях. В основном все сводится к одному простому вопросу: делать для галочки или по-человечески? Мы решили искать золотую середину, естественно тяготея к реальной организации полноценного внутреннего контроля, но, как говорится, без ядреного фанатизма.
Будучи до сих пор весьма наивной барышней, я решила взять за основу недавние нашумевшие рекомендации РЗН по организации внутреннего контроля качества и безопасности меддеятельности в поликлинике и стационаре. Эти рекомендации Росздравнадзора имеют самом прямое отношение к анонсируемому приказу Минздрава, так как были взяты за его абсолютную основу.
Итак, работа более чем на 150 страниц каждая, оснащенная красивые табличками по форме чек-листов, заманчиво сулила мне надежду легкой жизни – бери и делай. Однако полнейшее абстрагирование от реальных критериев оценки качества по тому или иному направлению контроля привело к банальной подмене критериев оценки инструментом оценки. Все сводится по большому счет к проверке наличия внутреннего приказа, внутреннего алгоритма, внутреннего порядка, чек-листов. То есть предлагаются не критерии оценки, а предлагается оценить наличие методики оценки. Притом, оценивается все предельно просто: да или нет, почти так же, как «ты перестала пить коньяк по утрам, отвечай ― да или нет?». То есть, само содержание приказа, алгоритма и хирургического чек-листа остается за рамками оценки, главное их наличие и с чистой совестью можно ставить «да» в соответствующей графе оценки.
По мнению законодателя, на каждый пшик должен быть приказ и алгоритм главного врача. Смотрите примеры, на фото к посту выдержки по критериям оценки таких показателей как «Обеспечение безопасности в послеоперационном периоде, в послеоперационном отделении» и «Организация работы регистратуры». Вышло своеобразное ТЗ для руководителя, которому теперь следует все это хозяйство претворить в жизнь. Переложить с больной головы на здоровую всегда ж приятно.
Почти слово в слово и буква в букву эти показатели оценки из методических рекомендаций Росздравнадзора перетекли в оценочные листы приказа Минздрава, которые оный предлагает в качестве оценочных листов при проведении внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Естественно по ним же и будет проводиться проверка Росздравнадзора порядка соблюдения в МО требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Таким образом, рекомендации превращаются, превращаются и, по всей видимости, превратятся в нормативный правовой акт, обязательный для применения всеми МО на территории РФ.
В итоге за красивым фасадом 127 страничного проекта приказа Минздрава не найти подлинных требований к оценке качества и безопасности меддеятельности. Они умело замаскированы под разнообразные показатели, отсылающие к никому не ведомым требованиям соответствия. «Смерть Кощеева — на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет» (с).
Еще более 1750 статей.