Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
4 июля 2021

Раскачка на месте, или Срыв президентского поручения

Автор: Полина Габай
23784

Весной 2018 года по итогам встречи с работниками сферы здравоохранения Президент утвердил перечень поручений в адрес Правительства РФ. Одно из поручений — внести в законодательство изменения, предусматривающие применение медицинскими работниками клинических рекомендаций при оказании гражданам медпомощи. Сказано – сделано. В декабре 2018 года в рекордные сроки в трех чтениях принимается так называемый закон о клинических рекомендациях (Федеральный закон от 25.12.2018 № 489-ФЗ внес поправки в Закон № 323-ФЗ). Согласно ему уже с 1 января 2022 года медицинские организации должны лечить граждан на основе клинических рекомендаций.

Стало ясно – времени на раскачку нет. Минздрав России создал соответствующую нормативную базу (форма, сроки, порядок разработки и утверждения клинических рекомендаций), профессиональное медицинское сообщество дружно взялось за разработку клинреков по всевозможным заболеваниям и состояниям. Особенно постарались противораковые общественные организации, которые умудрились не только разработать клинреки по всем онкологическим заболеваниям (более 70 документов), но и дважды обновить некоторые из них. Сказалась то ли внутренняя дисциплина онкологов, то ли организаторские способности руководителя группы. А, может быть — особое внимание государства к проблемам онкологии. Ведь в основу национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» заложено финансирование медпомощи в соответствии с клиническими рекомендациями. К слову, «Борьба с онкологическими заболеваниями» — крупнейшая часть нацпроекта «Здравоохранение», бюджет БОЗ до 2024 года составляет 969 млрд рублей.

Рывок в пустоту

Многое и многими было сделано за эти годы. Система здравоохранения не без волнения готовилась к началу 2022-го, можно сказать к новой вехе в российской медицине, которая с большим отставанием от развитых стран решила перейти от бюрократических линейных стандартов к современным и гибким профессиональным нормам.

На страже порядка, казалось бы, был и Минздрав. 20 мая 2021 года в регионы было спущено письмо Минздрава России от. № 17-4/И/1-7530 о необходимости обеспечить готовность медицинских организаций субъектов РФ к переходу на работу в соответствии с клиническими рекомендациями с 1 января 2022 года, включая подготовку материально-технической базы и кадровое обеспечение.

Тем неожиданнее в июне 2021 года стала новость о том, что Госдума приняла закон, согласно которому клинические рекомендации будут внедряться поэтапно до 2024 года. Из репортажа Парламентской газеты стало известно, что инициатива о переносе срока принадлежала Минздраву России. Причиной тому объявлена пандемия коронавируса. Но, скорее всего, срок сорван из-за неготовности клинических рекомендаций по многим нозологиям, что представители ведомства даже не скрывали.

Замочили в сортире или война все спишет

Какими бы ни были причины внутриведомственного сбоя, они никак не оправдывают фактический срыв срока реализации президентского поручения Правительству РФ и принятого по его итогам Федерального закона № 489-ФЗ. Согласно ему не позднее 31 декабря 2021 года должны быть разработаны клинические рекомендации, а медицинские организации с 1 января 2022 года обязаны оказывать медпомощь гражданам на их основе.

Указанные нормы не отменены, и принятие нового закона о поэтапности внедрения клинических рекомендаций создает явное противоречие действующему закону.

Небезынтересна и история принятия закона.

Изначально никаких упоминаний о клинических рекомендациях правительственный законопроект не содержал. Он касался поправок в части доступа родственников к информации о состоянии здоровья пациента, в том числе после его смерти, и был внесен в Госдуму еще год назад — 11 июля 2020 года.

Однако через год ко второму чтению один из депутатов неожиданно предложил дополнение к статье 37 ФЗ № 323. В нем шла речь о том, что медорганизации переходят к оказанию медпомощи на основе клинических рекомендаций не сразу с 1 января 2022 года, как это должно быть по закону, а поэтапно до 2024 года. Порядок перехода дополнительно установит Правительство РФ. В таком виде 16 июня закон был принят нижней палатой парламента в третьем чтении и одобрен Советом Федерации 23 июня.

Ожидаемыми данные поправки точно назвать нельзя. Само внесение инициативы в процессе второго чтения, отсутствие упоминаний о клинических рекомендациях в пояснительной записке к законопроекту наводит на мысль о стихийности принятия такого решения. Скорее всего информация о неготовности многих клинреков достигла правительство на излете отведенного на подготовку срока, что и привело к истеричной скорости принятия закона – антагониста. Закон вступит в силу 1 января 2022 года и фактически нейтрализует действие статьи 37 ФЗ № 323, обязывающей с этой же даты обеспечивать оказание медицинской помощи на основе клинических рекомендаций.

Помимо явного и системного противоречия норм удивляет и текущее состояние дел. Довольно сложно понять, почему за все эти годы не удалось утвердить ни одной рекомендации для ряда нозологий, например, пульмонологического профиля. Не более очевидны и причины нарушения сроков разработки иных клинических рекомендаций. Вряд ли можно говорить о банальной нехватке времени или пандемии, ведь на подготовку клинреков было дано не три месяца, а три года. Скорее это вопрос профессионализма и работы медицинских сообществ, а также координации процесса регулятором. Получается, что одни, как, например, противораковые сообщества вкалывали как рабы на галерах, а другие расслабленно ожидали 1 января 2022 года.

Сопли по бумагам

Необходимость отложить срок может быть связана не только с неготовностью части документов, но и с нежеланием регулятора принимать деятельное участие в решении проблем, связанных с запуском клинических рекомендаций.

Не так давно онкологи столкнулись с неожиданно деструктивной позицией Минздрава России в вопросе разработки клинических рекомендаций по сопроводительной терапии (лечение осложнений противораковой терапии, например, тошнота, рвота, анемия, тромбоэмболические осложнения и др.). Сегодня часть онкологических пациентов погибает от осложнений лекарственной терапии ввиду того, что тарифы ОМС на профилактику и лечение осложнений, за исключением одного, не утверждены. Достичь единства в этом вопросе можно было бы в диалоге, от которого Минздрав пока уклоняется.

Имеются и другие насущные темы, которые также не по вкусу регулятору. Например, применение лекарственных препаратов офф-лейбл (не по инструкции), которые включены в клинические рекомендации. Несмотря на многолетние дискуссии и даже попытку Совета Федерации принять участие в решении проблемы, воз и ныне там – применение лекарств офф-лейбл до сих пор находится за рамками правового поля. Это делает невозможной практическую реализацию рекомендаций, то есть, пациенты не дообеспечиваются необходимыми препаратами.

А ведь все эти вопросы годами муссируются на высоких трибунах и далее, размазавшись как сопли по бумагам, опускаются в немые корзины бюрократических кабинетов.

От мертвого осла уши

Что в итоге? Как минимум:

  • Фактически сорван установленный законом срок внедрения клинических рекомендаций.
  • В очередной раз отложен переход российской медицины на современные мировые рельсы.
  • Финансирование одного из разделов национального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» — оказание медпомощи в соответствии с клиническими рекомендациями – можно считать неэффективным и нецелевым.

Как правительство определит очередность вступления в силу клинических рекомендаций в переходный период, пока неизвестно. Главное, что к 2024 году закончится срок реализации нацпроекта «Здравоохранение», будут благополучно освоены все бюджеты, в том числе и на оказание медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями, будут сданы все отчеты, выданы все награды. А там уж за истечением давности лет от клинреков может остаться не больше, чем от мертвого осла уши.

Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.
Аккредитация, трудовой договор, дисциплинарная и материальная ответственность, права и обязанности работника и работодателя, увольнение медицинского работника
Ответы на актуальные вопросы в здравоохранении
Фармаконадзор, система МДЛП, патенты, товарные знаки, лицензирование
Важные судебные акты и тенденции, выплаты пациентам, компенсация морального вреда, штрафы ТФОМС
Конфликты с пациентами, надзорные органы, ФОМС, Роспотребназдор, Росздравнадзор, страхование, уголовная ответственность, судимость медицинского работника
Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, ФАС, маркировка рекламы
Клинические рекомендации, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, медицинская документация, контроль качества, лицензирование, СанПиНы, экспертизы
Обращение лекарственных средств, медизделий, правила работы с НС и ПВ, маркировка лекарств, лекобеспечение
Налогообложение медицинских и фармацевтических организаций, налоговые режимы, налоговый вычет, финансовое обеспечение в ОМС
Интерактивная инструкция с пошаговым планом действий в различных правовых ситуациях
Ежемесячная подборка наиболее важных нормативных актов в здравоохранении, актуальная судебная практика и рекомендации наших экспертов