Верховный Суд РФ 18 октября 2023 года принял новый обзор практики по делам о защите прав потребителей (далее – Обзор). Выводы из Обзора касаются споров со всеми потребителями, в том числе с пациентами медицинских клиник. Мы выделили 5 позиций Верховного Суда РФ, которые руководителю медклиники стоит учесть в работе, чтобы не проиграть спор с пациентом в суде.
- Суд вправе взыскать с клиники штраф, даже если спор не касается договора с пациентом (п. 1 Обзора)
- Требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, может предъявить не только пациент, но и любое лицо, у которого нет договора с клиникой (п. 2 Обзора)
- Если стоимость услуг указана в договоре, клиника не вправе ее повышать в одностороннем порядке, а также требовать от пациента заключить новый договор на иных условиях (п. 5 Обзора)
- Потребитель обязан оплатить медицинские услуги, которые ему оказали, если претензий к качеству услуг у него нет (п. 14 Обзора)
- В договоре оказания медицинских услуг нельзя выбрать удобный для медклиники суд, который будет рассматривать спор с пациентом (п. 21 Обзора)
Суд вправе взыскать с клиники штраф, даже если спор не касается договора с пациентом (п. 1 Обзора)
Клиника обязана гарантировать права граждан, предусмотренные в Законе о защите прав потребителей (далее также – ЗоЗПП), не только в спорах из договоров оказания медицинских услуг, но и при конфликтах, возникших не из договора. В частности, гарантии потребителей действуют в деликтных правоотношениях, когда причинен вред жизни, здоровью или имуществу гражданина. Такой спор может возникнуть, если, например, пациент поскользнулся и неудачно упал в помещении клиники либо если на гражданина обвалился снег при входе в больницу.
Разъяснение Верховного Суда РФ актуально в первую очередь для этапа досудебного разрешения споров с пациентом. Здесь нужно иметь в виду, что Закон о защите прав потребителей устанавливает дополнительную меру ответственности для предпринимателей: штраф за отказ удовлетворить требование гражданина в...