В эпоху Интернета все чаще пациенты ищут медицинскую помощь именно в сети, и мощным механизмом воздействия на сознание потребителя стали сайты-отзовики. Они размещают информацию из открытых источников о медицинских организациях (не всегда заботясь о ее актуальности) и позволяют оставить отзыв о работе клиники. Идея неплоха, но и злоупотребления встречаются: недовольные пациенты описывают негативные впечатления, им вторят конкуренты, а некоторые клиники заказывают хвалебные отзывы, чтобы повысить необоснованно заниженный рейтинг. Вредит ли низкий рейтинг деловой репутации медклиники – разбирался суд.
Три инстанции сошлись во мнении: клиника хочет повысить рейтинг
Новосибирская медицинская клиника «Европа» обратилась в суд с иском к ООО «ДубльГИС» и потребовала признать не соответствующими действительности, порочащими деловую репутацию сведения с сайта flamp.ru. Клиника утверждала: согласия на создание своей страницы она не давала, а присвоенный ей рейтинг умаляет деловую репутацию компании. На момент подачи иска он составлял 0 из 5 возможных баллов при наличии 168 отзывов. Дополнительным доводом клиники стала ярко-красная метка о подозрительной активности в отзывах. Медорганизация считала, что это подразумевает, будто она совершала некие неблаговидные действия. Например, «накрутила» рейтинг, а это не так.
Первая и вторая инстанции отказали клинике в удовлетворении требований. Кассация с ними согласилась (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.09.2023 №Ф04-4237/23 по делу №А45-34612/2022).
Кассационная инстанция пришла к выводу: раз на сайте создан личный кабинет клиники на имя директора, а сервис flamp.ru предоставляется на основании Соглашения об использовании сервисов 2ГИС, то истец фактически согласился с существованием своей страницы. Тем более что бизнес-аккаунт активен: с него общаются с клиентами и размещают рекламу на 2gis.ru.
Поск...
Согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) деловая репутация – это нематериальное благо, защищаемое в соответствии с законом. Пункт 11 ст. 152 ГК РФ распространяет правила о защите деловой репутации и на отношения с участием юридических лиц.
Пленум Верховного Суда РФ (ВС РФ) в постановлении от 24.02.2005 №3 отнес к обстоятельствам, имеющим значение для дела в силу ст. 152 ГК РФ следующее: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. Если не будет хотя бы одного из этих обстоятельств, суд не сможет удовлетворить иск.
Суды в своих решениях определяют репутацию как приобретаемую общественную оценку, общее мнение о качествах, достоинствах или недостатках кого-либо, чего-либо (см., например, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.09.2019 №Ф06-53493/19 по делу №А12-6093/2019).
В упомянутом постановлении Пленум ВС РФ также отмечал, что деловая репутация юридических лиц – одно из условий их успешной деятельности.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 №15АП-12432/19.
Впервые такая позиция прозвучала в постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005 №3, затем дублировалась, например, в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденном Президиумом ВС РФ 16.03.2016, и определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.12.2016 №309-ЭС16-10730 по делу №А07-12906/2015.
Данный документ подтверждает, что удалить недостоверную и порочащую информацию обязан тот, у кого есть такая техническая возможность, а также напоминает об ответственности за отказ это сделать. Узнать данные администратора сайта можно на самом сайте (например, в пользовательском соглашении) или при помощи сервисов по поиску доменных имен.