Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
6 сентября 2023

Пациент ходит на приемы за больничным, но не лечится – как быть врачу?

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»
1700

 

Как поступить врачу, если пациент снова и снова, раз за разом, вновь и вновь просит продлить ему больничный, при этом игнорирует назначения, дабы подольше поболеть. Давайте разбираться.

Лечиться – обязанность пациента

Обратимся к черепахе, на которой стоят три слона, а точнее, российская медицина –Федеральному закону от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – федеральный закон №323-ФЗ). Согласно ч. 3 ст. 27 федерального закона №323-ФЗ в обязанности пациента входит соблюдение режима лечения.  А раз это обязанность, то у кого-то должно быть право требовать исполнения этой обязанности. А кому, кроме врача, это надо? Вот врачу и приходится требовать, чтобы пациент слушался и соблюдал режим лечения.

Хорошо, обязанность действительно есть, но как врачу добиться ее исполнения? Ну вот, не хочет пациент лечиться, и все тут! А сидеть на больничном хочет. Что делать?

Все записываем!

Самое главное, о чем должен помнить врач, – это необходимость оформлять медицинские документы и делать подробные записи в медицинской карте. Фиксировать лучше все: консультации, назначения, результаты осмотров и обследований, тактику ведения пациента, коррекцию лечения, отсутствие положительной динамики, поведение пациента. Именно медицинская документация выступает одним из главных доказательств при рассмотрении медицинских споров в судах.

Если пациент на приеме сообщает, что не выполнял назначения врача, это тоже необходимо зафиксировать и провести с пациентом «профилактическую беседу». Можно напомнить, что право пациента на медицинскую помощь влечет за собой и обязанность соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период временной нетрудоспособности.

Можно постращать пациента нормами Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Так, ...

Перечень уважительных причин нарушения режима, предписанного лечащим врачом, законом не определен. В его отсутствие некоторые юристы рекомендуют при заполнении медицинской документации руководствоваться перечнем уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, утвержденным приказом Минздрава России от 31.01.2007 №74. Например, речь может идти о серьезной травме или смерти близкого родственника. Вместе с тем правильность такого подхода в каждом конкретном случае будет оценивать суд по своему усмотрению.

Законодатель не указывает, кто конкретно уполномочен согласовывать отказ, будь то директор медицинской организации, главный врач или заведующий отделением (все они могут быть должностными лицами). Мы бы посоветовали обращаться к главному врачу, если таковой есть и в его полномочия входит согласование подобных отказов.

Решение Никулинского районного суда города Москвы от 05.07.2019 по делу №2-2932/19, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10.12.2020 года по делу №33-420146/2020.

Не спешите отказывать пациенту с порога. Тот факт, что клиника оказывает платные медицинские услуги, не дает ни ей, ни врачу права без оснований и не по правилам отказывать пациенту в медпомощи. Безосновательный отказ довольно легко оспорить в суде, до кучи за это на клинику свалится от пациента требование о возмещении убытков и компенсации морального вреда. Поэтому соблюдать три условия для отказа от пациента – обязательно. Еще клиника может воспользоваться ст. 36 закона «О защите прав потребителей», согласно которой она вправе отказаться от договора в одностороннем порядке, если пациент, несмотря на уведомления, не устранит обстоятельства, которые могут снизить качество оказываемой услуги.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
Для физ. лиц
Для юр. лиц
Отчетные документы не предоставляются
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
4990 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА*
9990 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
1990 
Оформить
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
9980 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА* (юр)
19980 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
3980 
Оформить
Аккредитация, трудовой договор, дисциплинарная и материальная ответственность, права и обязанности работника и работодателя, увольнение медицинского работника
Ответы на актуальные вопросы в здравоохранении
Фармаконадзор, система МДЛП, патенты, товарные знаки, лицензирование
Важные судебные акты и тенденции, выплаты пациентам, компенсация морального вреда, штрафы ТФОМС
Конфликты с пациентами, надзорные органы, ФОМС, Роспотребназдор, Росздравнадзор, страхование, уголовная ответственность, судимость медицинского работника
Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, ФАС, маркировка рекламы
Клинические рекомендации, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, медицинская документация, контроль качества, лицензирование, СанПиНы, экспертизы
Обращение лекарственных средств, медизделий, правила работы с НС и ПВ, маркировка лекарств, лекобеспечение
Налогообложение медицинских и фармацевтических организаций, налоговые режимы, налоговый вычет, финансовое обеспечение в ОМС
Интерактивная инструкция с пошаговым планом действий в различных правовых ситуациях
Ежемесячная подборка наиболее важных нормативных актов в здравоохранении, актуальная судебная практика и рекомендации наших экспертов