
В споре о том, какое законодательство применять к медицинским отходам — о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или об отходах производства и потребления — поставлена точка. С июля 2025 года вступят в силу нормы нового закона. Расскажем, какие новые требования нужно будет соблюдать медорганизациям и что будет упрощено.
В августе 2024 года был принят Федеральный закон от 08.08.2024 № 306-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который внес изменения сразу в три федеральных закона:
- от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ФЗ-89);
- от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ-52);
- от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (ФЗ-323).
Новации коснулись определения статуса медицинских отходов класса «А», механизма обращения с медицинскими отходами и требований к каждому этапу обращения.
Медицинские отходы класса «А» стали ТКО
Отходы класса «А» эпидемиологически безопасные, и, казалось бы, могли утилизироваться как ТКО. Однако обращение с медицинскими отходами было выведено из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления. В такой ситуации даже Верховный Суд РФ по спорам, связанным с заключением договоров на утилизацию медотходов класса А, принимал противоположные решения, поддерживая то медорганизации, то региональных операторов.
Об одном из таких дел можно прочитать
здесь.
Вопросы обращения с медицинскими отходами класса «А» долгое время не имели однозначного решения. Причиной была коллизия между двумя нормами.
Федеральный закон № 306-ФЗ дополнил абзац 21 п. 1 ч.1 ФЗ-89 и однозначно отнес медотходы класса «А» к ТКО. Изменилось и содержание ФЗ-52. Та...
- п. 1 ч. 2 ст. 49 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» − медицинские отходы класса «А» определялись как эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
- п. 2 ст. 2 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» закреплял приоритет регулирования обращения с медотходами за соответствующим законодательством РФ, то есть, законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 ст. 49 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).
Однако нет гарантии, что тариф регионального оператора по обращению с ТКО не будет выше цены, которую ранее предлагали компании, утилизирующие медотходы.