При рекламе биологически активных добавок (БАД) не должно создаваться впечатление, что они обладают лечебными свойствами. Хотя именно эту идею тем или иным образом зачастую пытаются транслировать производители (о конкретных примерах мы писали ранее). В этом материале разберем судебную практику и расскажем, как правильно рекламировать БАД, чтобы избежать штрафов.
На сегодняшний день медработники не вправе назначать БАД вместо лекарственных средств и могут лишь рекомендовать как дополнение к лечению.
Однако В Государственной думе рассматривается законопроект № 638771-8, согласно которому медработники смогут назначать БАДы в качестве лечения (подробно об этом мы
писали в сентябре 2024 года).
Требования к рекламе БАДов
Наряду с общими требованиями, которые императивно применяются к любой рекламе в отношении БАД Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ № 38) установлены специальные требования (ст. 25 ФЗ № 38).
Реклама БАД и пищевых добавок не должна:
- создавать впечатление, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;
- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;
- содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
- побуждать к отказу от здорового питания;
- создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.
Также выделим некоторые общие требования, которые в наибольшей степени обращены к рекламе БАД:
- недопустимость использования в рекламе образов медицинских и фармацевтических работников, кроме рекламы, предназначенной исключительно для таких работников (п. 4 ...
Реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
См. например: Постановление Московского УФАС России от 25.07.2024 по делу № 077/04/14.3-7949/2024; Постановление Московского УФАС России от 08.07.2024 по делу № 077/04/14.3-7258/2024; Постановление Московского УФАС России от 14.06.2024 по делу № 077/04/14.3-7262/2024).
П. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона “О рекламе”»).
Демонстрировалась упаковка препарата «Хелинорм» с размещенным на ней утверждением, что препарат «выводит бактерии Хеликобактер из организма и способствует профилактике болезней желудка». Это сопровождалось видеорядом, в котором полезные бактерии срастаются с вредными, а также словесным сообщением о необходимости принимать препарат, чтобы защитить здоровье желудка.
На граждан – от 2 до 2,5 тыс. руб.
На должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.
На юридических лиц – от 200 до 500 тыс. руб.