
В самом конце 2018 года в страшной спешке принимался закон о клинических рекомендациях. Все три чтения прошли на рекордной скорости в один месяц, и уже 25 декабря закон №489-ФЗ был подписан Президентом. Положения его проекта неоднократно комментировались и жестко критиковались, но это не изменило ни на йоту намерений законодателя — повысить роль клинических рекомендаций (далее — КР) и сделать их фактически обязательными к применению.
Итак, с 2022 года медицинские работники и медицинские организации будут обязаны работать: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, а также с учетом стандартов медицинской помощи. До этого ст. 37 ФЗ №323 оперировала только лишь порядками и стандартами медицинской помощи, которые, в отличие от КР утверждаются Минздравом России, проходят регистрацию в Минюсте, официальное опубликование и являются полноценными нормативно-правовыми актами, если не брать в учет содержание. Новая хитросплетенная лингвистическая конструкция из «в соответствии», «на основе» и «с учетом» сходу обличает муку законодательного творчества, а точнее потуги в попытке во что бы то ни стало сделать необязательные клинические рекомендации обязательными к применению. А почему необязательные?
Да потому что разрабатываться и утверждаться клинические рекомендации будут медицинскими профессиональными некоммерческими организациями (далее — МПНО), которые никак не являются органами государственной власти или органами местного самоуправления. А следовательно, их акты не являются нормативно-правовыми и не создают правовых норм. И даже одобрение их научно-практический советом Минздрава не дает повода считать КР нормативным актом. Более того, это никак не дает повода ставить стандарты медицинской помощи в зависимость от КР (стандарты медицинской помощи должны будут приниматься с учетом КР), ведь нормативный правовой акт, которым является стандарт медицинской помощи, не может быть поставлен в зависимость от ненормативного акта, к...