
Мы уже писали и о том, что такое реклама, и об обязанности любых организаций-рекламодателей маркировать интернет-рекламу и передавать отчетность о ней в Роскомнадзор. Отметим, что штрафы за ее неисполнение внушительные. Мы подготовили инструкцию по маркировке: какой рекламе необходимо присваивать идентификаторы и как это выглядит на практике.
Для начала предлагаем изучить глоссарий, чтобы не путаться в терминологии.
Поздравляем, теперь вы на одной волне с юристами и маркетологами, сыплющими этими терминами!
Переходим к инструкции.
ШАГ 1. Определить: реклама или информация
Основная сложность в процессе маркировки креатива – определить, имеет ли распространяемая информация рекламный характер. Разумеется, можно пойти по легкому пути и маркировать все подряд либо вообще отказаться от маркировки по причинам «сложно/дорого/непонятно».
Первый вариант – неверная стратегия, влекущая дополнительные трудовые и финансовые затраты для компании, а второй – высокий риск нарваться на штраф.
Отталкиваясь от норм законодательства о рекламе, разъяснений контролирующих органов в сфере рекламы (ФАС России, Роскомнадзора) и анализа судебной практики, информацию, размещаемую в интернете, можно идентифицировать как:
- однозначно не относится к рекламе;
- при определенных обстоятельствах может быть признана рекламой.
Опираясь на таблицу, определите, является ли планируемая к размещению информацию рекламной.
ФАС России акцентирует внимание на том, что каждый спорный случай оценивается отдельно с учетом содержания информации, формата размещения и фактических отношений (например, наличие договоров на рекламу).
Итак, характер информации, которая будет распространена в интернет-ресурсах, определили. Если она не относится к рекламе, то вы освобождены от прохождения кругов Данте маркировки и подачи отчетности в Роскомнадзор. Продолжаем.
ШАГ 2. О...
Самореклама – размещение организацией собственной рекламы на своих интернет-ресурсах (например, об акциях на оказываемые ею услуги или реализуемые товары);
Креатив – форма распространения интернет-рекламы (например, текст, аудио, видео, графика и др.);
Маркировка – размещение определенных пометок на рекламном креативе и подача отчетности об интернет-рекламе;
Токен = идентификатор – буквенно-числовой код, присваиваемый рекламному креативу;
ОРД – Оператор рекламных данных – владелец программы, предназначенной для установления факта распространения интернет-рекламы, уполномоченный Роскомнадзором осуществлять учет интернет-рекламы и предоставлять информацию о ней в Роскомнадзор;
ЕРИР – Единый реестр интернет-рекламы;
ФАС России – Федеральная антимонопольная служба России;
Роскомнадзор (РКН) ‑ Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
| | |
Информация, раскрытие или распространение которой либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом (например, информация о клинике, которую она обязана довести до пациентов (потребителей) – фирменное наименование (наименование), адрес, режим работы, и др.)
| | |
Справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой (например, информация о новых медицинских технологиях, исследованиях лекарственных препаратов и др.)
| | |
Объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности (например, размещение вакансии)
| | |
Органичная интеграция − упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера (например, обзор товаров или услуг разных производителей/исполнителей у блогера, однородная информация в отношении товаров и брендов без указания ссылок)
| | |
Информация о партнерах, размещенная в специальном разделе сайта, включая логотипы компаний, ссылки на их интернет-сайт, описание деятельности. Исключение: привлечение внимания к одной компании
| | |
Информация о деятельности организации, ее продуктах, новинках, акциях и др.
| | |
Моносайт (лендинг), посвященный одной акции или одному товару/услуге. Исключение: сайт содержит только баннер и информация о продукте не представлена
| | |
Пресс-релиз и пост-релиз. Будет ли он квалифицирован в качестве рекламы зависит от его содержания, и на это не влияет, возмездно или безвозмездно его разместили
| да/нет (зависит от содержания)
| Письмо Роскомнадзора от 14.11.2022 №03-100982 «О рассмотрении обращения»
|
E-mail рассылка, рассылка push-уведомлений по базам клиентов
| да/нет (зависит от содержания)
| Позиция ФАС России неоднозначна. С одной стороны, персонализированная рассылка не отвечает критерию адресованности неопределенному кругу лиц, а значит, отсутствует маркер рекламы. С другой стороны, индивидуальное обращение к клиенту – правила этикета и делового оборота, свидетельствующие о клиентоориентированности организации, поэтому это не доказывает отсутствие рекламного характера.
При разрешении вопроса относительно рекламного характера той или иной информации необходимо исходить, в том числе, из наличия либо отсутствия в тексте информации: • указания на ее конкретного получателя; • индивидуальное предложение для конкретного лица.
Решение УФАС по Москве от 16 ноября 2021 г. № 077/05/18-18647/2021
|
О том, что предусмотреть в договоре с блогером, мы писали ранее.