Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
23 октября 2024

Блеск и сияние: как правильно проводить уборку в клинике

Автор: Юридический отдел «Факультета медицинского права»
299

Уборка в медицинских организациях — это не просто поддержание чистоты, а залог инфекционной безопасности пациентов и персонала. Что нужно для эффективной уборки помещений, как её правильно организовать, а также о других деталях этой важной процедуры читайте в нашем материале.

Что стоит на пути инфекций?

Уборка в медицинских организациях необходима для того, чтобы не распространялись инфекционные заболевания. Пациенты и медперсонал контактируют с разными поверхностями, так переносятся бактерии и вирусы. Инфекции могут быстро захватить территорию организации и вырваться за ее пределы (общественный транспорт, аптеки, магазины, дома пациентов и персонала и т.п.). Именно поэтому уборка в медицинских организациях − особая процедура, которую необходимо проводить в соответствии с требованиями санитарных правил СП 2.1.3678-20.

Виды и классы чистоты помещений медицинских организаций

СП 158.13330.2014 подразделяет помещения на разные виды исходя из их функционального назначения. Например, помещения для ожидания, кабинеты, процедурные, предоперационные, операционные, лаборантские, проходные помещения, палаты, боксы. Кроме того, в зависимости от уровня стерильности помещения делятся на следующие группы:

  • «чистая» зона (помещения, в которые не предусматривается доступ больных);
  • «условно заразная» зона (диагностические отделения и коридоры, в которых предусматривается транспортирование ограниченного числа стационарных больных);
  • «заразная» зона (помещения, предназначенные для госпитализации и пребывания больных: секция приема приемного отделения, палатные секции и секции ОРИТ).

Согласно СП 2.1.3678-20 помещения медицинских организаций должны соответствовать одному из четырех классов чистоты – «А», «Б», «В», «Г» (а п...

Правила действуют с 01.01.2021 до 01.01.2027. См. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (Ранее действовавшие требования были закреплены в СанПиН 2.1.3.2630-10).

СП 158.13330.2014. Свод правил. Здания и помещения медицинских организаций. Правила проектирования (утв. Приказом Минстроя России от 18.02.2014 N 58/пр). СП применяются к строящимся и реконструируемым зданиям (помещениям) клиник.

Класс «А» – операционные, послеоперационные палаты, реанимационные залы (палаты), для ожоговых больных, палаты интенсивной терапии, родовые, манипуляционные-туалетные для новорожденных.

Класс «Б» – малые операционные, послеродовые палаты, палаты для ожоговых больных, палаты для лечения пациентов в асептических условиях, для иммунно-компрометированных, для недоношенных, грудных, травмированных, новорожденных (2 этап выхаживания), другие помещения с асептическим режимом.

Класс «В» – помещения палатных отделений и других функциональных помещений, кабинетов.

Класс «Г» – помещения регистратур, справочных, вестибюлей, гардеробных, помещений для приема передач пациентам, помещений выписки, помещений для ожидания, буфетных, столовых для пациентов.

ГОСТ Р 58393-2019 Национальный стандарт РФ. Услуги профессиональной уборки — клининговые услуги. Уборка в медицинских организациях. Общие требования (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.03.2019 № 109-ст) применяется при осуществлении профессиональной уборки в клиниках с учетом положений ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». В иных случаях положения ГОСТ носят рекомендательный характер. Введен в действие с 01.10.2019.

См. ГОСТ Р 51870-2014 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Общие технические условия»;

ГОСТ Р 57582-2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Система оценки качества организаций профессиональной уборки»;

ГОСТ Р 57595-2017 «Услуги профессиональной уборки – клининговые услуги. Термины и определения»;

ГОСТ Р ИСО 14644-5-2005 «Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Часть 5. Эксплуатация»;

ГОСТ 12.1.007-76 «Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности».

См. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.12.2020 № 928н «Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях», приказ Министерства здравоохранения РФ от 31.08.2016 № 646н «Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения» и др.

Послестроительная уборка − это подготовка всего объекта или отдельного помещения к эксплуатации после завершения строительных или ремонтных работ, в неё входят: сбор и удаление строительного мусора, очистка всех поверхностей, в т.ч. полов, стен, потолков, окон, перегородок, дверей, сантехнических изделий, мебели, осветительных приборов, фасадов и цоколей зданий и т.п.

Генеральную уборку выполняют на всем объекте или в отдельных помещениях: проводится глубокая чистка покрытий, удаляются накопившиеся загрязнения и въевшаяся грязь со всех поверхностей объекта, восстанавливаются или наносятся вновь защитные покрытия.

Первичная уборка осуществляется перед началом регулярной профессиональной уборки для достижения уровня чистоты, который будет поддерживаться в период оказания услуг на объекте.

Разовую уборку проводят однократно на отдельных объектах или помещениях, если она осуществляется дополнительно и не входит в перечень клининговых услуг, оказываемых на основе договора по объекту.

Интенсивную уборку осуществляют периодически (через равные промежутки времени) на отдельных участках объекта, например, в санузлах, на кухнях, отдельных деталях интерьера, конструкциях, мебели и т.п. Заключается такая уборка в более глубокой очистке поверхностей, покрытий, конструкций.

Ежедневную уборку проводят один или несколько раз в течение суток. Эта уборка бывает основной и поддерживающей.

См. приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2020 № 479н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организации сестринского дела» и от 12.01.2016 № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал»; приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» и др.

Согласно СанПиН 3.5.2528–09 для проведения текущей и профилактической дезинфекции в присутствии больных применяются дезинфекционные средства IV класса опасности, для заключительной и профилактической дезинфекции в отсутствие людей – III и II класса опасности в установленном порядке с использованием средств индивидуальной защиты (п. 2.6). Особенности дезинфекционной деятельности в медицинских организациях определены СанПиН 3.3686-21 (п. 125). В частности, в присутствии больных не допускается проведение дезинсекции инсектицидами IV класса опасности методами орошения и опыливания.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
Для физ. лиц
Для юр. лиц
Отчетные документы не предоставляются
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
4990 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА*
9990 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА*
1990 
Оформить
НА ГОД
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
9980 
Оформить
НА ГОД
С ОБЗОРОМ НПА* (юр)
19980 
Оформить
НА МЕСЯЦ
БЕЗ ОБЗОРА НПА* (юр)
3980 
Оформить
Аккредитация, трудовой договор, дисциплинарная и материальная ответственность, права и обязанности работника и работодателя, увольнение медицинского работника
Ответы на актуальные вопросы в здравоохранении
Фармаконадзор, система МДЛП, патенты, товарные знаки, лицензирование
Важные судебные акты и тенденции, выплаты пациентам, компенсация морального вреда, штрафы ТФОМС
Конфликты с пациентами, надзорные органы, ФОМС, Роспотребназдор, Росздравнадзор, страхование, уголовная ответственность, судимость медицинского работника
Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств, ФАС, маркировка рекламы
Клинические рекомендации, порядки и стандарты оказания медицинской помощи, медицинская документация, контроль качества, лицензирование, СанПиНы, экспертизы
Обращение лекарственных средств, медизделий, правила работы с НС и ПВ, маркировка лекарств, лекобеспечение
Налогообложение медицинских и фармацевтических организаций, налоговые режимы, налоговый вычет, финансовое обеспечение в ОМС
Интерактивная инструкция с пошаговым планом действий в различных правовых ситуациях
Ежемесячная подборка наиболее важных нормативных актов в здравоохранении, актуальная судебная практика и рекомендации наших экспертов