- Главная
- Вопрос-ответ
- Что оговорить в договоре с блогером?
Что оговорить в договоре с блогером?
Клиника продвигает свои услуги через блогера. Будет ли считаться рекламой позитивная информация, представленная в виде рассказа о личном опыте? Если это реклама, то нужно ли ее маркировать и на ком лежит эта обязанность?
Значительный объем информации мы получаем из интернета, в том числе от блогеров. Как зачастую происходит: инфлюэнсер рекламирует какой-то товар или услугу, рассказывает об их безупречном действии, и мы идем покупать. Это касается в том числе лекарственных препаратов и медицинских услуг.
Какая реклама вне закона
Реклама в блогах подпадает под действие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – закон о рекламе). В нем оговаривается, что реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Таким образом, даже личная рекомендация о лекарственном препарате в блоге подпадает под действие обозначенного закона.
Стоит отметить, что закон касается рекламы, распространяемой на территории РФ. В связи с этим возникали вопросы, подпадает ли под де...
Компания Meta Platforms, Inc., которой принадлежат социальные сети, признана экстремистской. При этом Генпрокуратура разъясняла, что использование Facebook и Instagram «не в целях экстремизма» не будет рассматриваться как его поддержка. Но деньги за рекламу должны передаваться блогеру, а не структурам социальной сети.
Приведем пример: продавец-рекламодатель (аптека) при проведении рекламной акции лекарственного препарата (безрецептурной продажи) дополнительно вручал покупателям DVD-диск с мультфильмом в качестве подарка. Антимонопольный орган расценил это как нарушение п. 1 ч. 1 ст. 24 закона о рекламе. Продавец не согласился с этим, указав, что рассматриваемый способ размещения выбран исходя из стоимости подарков и не нацелен на детей (при этом подарки закрыты витриной). Также пояснялось, что мультфильм разрешен к просмотру для лиц старше шести лет, то есть он не предназначен исключительно для несовершеннолетних. По мнению аптеки, в данном случае отсутствует причинно-следственная связь между диском с мультфильмом, размещенным на нижней полке стенда, и выводом о том, что реклама медицинского препарата обращена к несовершеннолетним. Также продавец обратил внимание на то, что аптечная организация не реализует лекарственные средства лицам, не достигшим возраста 18 лет. Антимонопольный орган не принял данные доводы и пришел к выводу о том, что продавец во время проведения рекламной кампании обращался с рекламой к несовершеннолетним, что запрещено законом о рекламе (решение Удмуртского УФАС России по делу № СЮ04-03/2014-107Р).
В мае 2024 года ФАС привлекла к административной ответственности АО «Нижарм» за рекламу препарата «Артра», которая транслировалась в телеэфире. В ней утверждалось, что боль и дискомфорт в суставах могут сообщать о первых признаках остеоартрита. Также в видеоролике было указано, что препарат уменьшает количество обострений, восстанавливает суставы. По мнению ФАС, нарушены п. 1 и 8 ч. 1 ст. 24 закона о рекламе.
В случае если реклама распространяется у блогера бесплатно («по дружбе», в рамках сотрудничества), это не отменяет требований закона о рекламе.
Стоит изначально договориться, что, если из-за нарушения авторских прав возникает претензия к рекламодателю, возможные убытки возмещает блогер.
Изменения вступили в силу с 1 сентября 2022 года (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 02.07.2021 № 347-ФЗ). Штрафы за нарушения взимаются с 1 сентября 2023 года.
Исключения сделаны для следующих видов рекламы:
- рассылки по собственным базам клиентов: email-рассылки, рассылки в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Discord, Viber);
- push-уведомления;
- реклама в составе теле- и радиопередач, которая отображается в интернете без изменений по сравнению с первоисточником.
Наложение административного штрафа на должностных лиц – до 500 тыс. руб., на юридических лиц – до 6 млн руб.
по подписке