Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
26 октября 2021

В России возобновляется работа вытрезвителей

1546

В России возобновляется работа вытрезвителей

В России возобновляется работа вытрезвителей. Правила организации их деятельности утверждены совместным приказом Минздрава России, Минтруда России, МВД России от 30.06.2021 № 689н/440н/509. Основная задача вытрезвителей – «обеспечить естественное вытрезвление лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».
В пояснительной записке к закону, давшему полицейским право доставлять людей в вытрезвители, было сказано, что упразднение вытрезвителей в 2012 году привело к негативным последствиям: так, с 2011 по 2018 годы на 34,9 % выросло количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, а также число преступлений в отношении лиц, оказавшихся в беспомощном состоянии в связи с опьянением. Кроме того, по причинам, обусловленным алкоголем, в России ежегодно гибнет свыше 50 тыс. граждан, в том числе от переохлаждения на улицах – 8–10 тыс. человек.

В России возобновляется работа вытрезвителей. Совместным приказом Минздрава России, Минтруда России, МВД России от 30.06.2021 № 689н/440н/509 утверждены Правила организации деятельности специализированных организаций для оказания помощи лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (далее – Правила № 689н/440н/509). Документ вступил в силу 24.09.2021.

В пояснительной записке к закону, давшему полицейским право доставлять людей в вытрезвители (федеральный закон от 29.12.2020 № 465-ФЗ), было сказано, что упразднение вытрезвителей в 2012 году крайне негативно сказалось на общей криминогенной ситуации. По данным МВД России, количество преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения, с 2011 по 2018 годы выросло на 34,9 %. Одновременно возросло число преступлений, совершенных в отношении лиц, оказавшихся в беспомощном состоянии в связи с опьянением. Также было указано, что по причинам, обусловленным алкоголем, в России ежегодно гибнет свыше 50 тыс. граждан, в т. ч. от переохлаждения на улицах – 8–10 тыс. человек.

Вытрезвители не могут быть частными, прерогатива их создания принадлежит органам государственной власти субъектов РФ. Финансирование работы вытрезвителей будет осуществляться за счет бюджета субъектов РФ, за исключением субвенций из федерального бюджета.

Соответственно, при создании вытрезвителей субъекты России должны будут самостоятельно определять требования к структуре таких организаций, их руководству, правилам внутреннего распорядка и организации хозяйственно-бытового обслуживания, требования к зданиям и помещениям, охране и пр. При этом определять перечисленные и прочие организационные требования рекомендовано в соответствии с Правилами № 689н/440н/509.

Кратко об основном

Основная задача вновь создаваемых вытрезвителей – «обеспечить естественное вытрезвление лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения».

В вытрезвители будут приниматься люди в состоянии опьянения и без показаний к медицинской помощи в стационарных условиях.

В вытрезвителях должна быть обеспечена круглосуточная работа фельдшеров (медицинских сестер) в количестве 6 сотрудников на 20 мест временного пребывания. (Перечень медизделий, входящих в стандарт оснащения вытрезвителя, приведен в разделе 2 приложения № 2 к правилам).

Фельдшеры (медицинские сестры) при необходимости будут оказывать первичную доврачебную медико-санитарную помощь «постояльцам» вытрезвителей.

Кроме того, на медицинских работников возложена обязанность проводить первичный осмотр лица после его приема в вытрезвитель. Этот осмотр фельдшер (медицинская сестра) проводят совместно с работником вытрезвителя одного пола с доставленным/обратившимся лицом.

В ходе первичного осмотра необходимо:

  • собрать жалобы и информацию об употреблении психоактивных веществ, лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • сделать визуальный осмотр поступившего, включающий оценку состояния его одежды и обуви, выявление нарушений кожи и видимых слизистых, телесных повреждений, признаков инфестации;
  • провести оценку состояния сознания, ориентации, способности к передвижению, поведения и речевой способности;
  • выявить признаки причинения вреда здоровью, в отношении которых есть достаточные основания полагать, что они возникли в результате противоправных действий;
  • измерить температуру тела, частоту дыхания, пульса и артериальное давление.

По результатам первичного осмотра работники вытрезвителя принимают решение о помещении лица в вытрезвитель, если выявляется состояние алкогольного, наркотического или другого токсического опьянения и, как было сказано выше, при отсутствии показаний к медицинской помощи в стационарных условиях.

Примечание: при этом в правилах фактически установлена возможность поместить человека в вытрезвитель без проведения первичного осмотра, если состояние поступившего не позволяет провести осмотр в необходимом объеме. В то же время в документе не уточняется, какие критерии состояния человека являются основанием для отказа от первичного осмотра, кто именно вправе принять решение об отмене осмотра и, главное, как в таком случае определить, есть ли медицинские показания для госпитализации пьяного гражданина в стационар.

Поместить человека в вытрезвитель можно исключительно с его согласия. Если состояние человека не позволяет ему выразить свою волю при поступлении в вытрезвитель, в этом случае согласие должно быть оформлено в течение периода пребывания в организации. Как согласие на пребывание, так и отказ должны быть оформлены на бумажном носителе и приобщены к акту осмотра и наблюдения (рекомендуемые образцы согласия и отказа приведены в приложениях № 6 и 7 к правилам).

Следует отметить, что вопрос выражения лицом своей воли по поводу пребывания в спецорганизации регламентирован в недостаточной мере. В первую очередь неясно, насколько человек в состоянии токсического опьянения способен выразить свою волю де-юре и де-факто. Кроме того, в ситуации, когда человек в силу своего состояния не подписал согласие сразу же при поступлении в вытрезвитель, есть риск, что «проспавшись», он может заявить, что его поместили сюда против его воли.

О законодательных изменениях, предшествовавших возобновлению работы вытрезвителей

Напомним, что на законодательном уровне первые шаги к возобновлению системы вытрезвителей были предприняты в декабре 2020 года. Федеральный закон от 29.12.2020 № 465-ФЗ внес поправки в Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», дающие сотрудникам полиции право доставлять в медицинские и специализированные организации (т. е. в вытрезвители) граждан в состоянии токсического опьянения, если они либо утратили способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей обстановке, либо могут причинить вред жизни и здоровью граждан, либо по письменному заявлению тех, кто находится с ними в одном жилище.

Затем приказом МВД России от 13.04.2021 № 212 был утвержден новый Порядок доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции (действовавший ранее аналогичный документ, утв. приказом МВД России от 23.12.2011 № 1298, был признан утратившим силу).

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.