vk target
logo
04 июня 2018

Новые показатели, характеризующие критерии независимой оценки качества условий оказания медицинских услуг

logo
Новые показатели, характеризующие критерии независимой оценки качества условий оказания медицинских услуг

Уважаемые читатели!

Информируем Вас о том, что 4 июня 2018 года вступили в силу утвержденные Минздравом России показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка (утверждены в Приказе Минздрава России от 04.05.2018 № 201н) (далее – Показатели № 201н, Приказ № 201н, соответственно).

Отметим, что данные Показатели были приняты взамен действовавшим ранее показателям, характеризующим общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, утвержденным Приказом Минздрава России от 28.11.2014 № 787н (далее – Показатели № 787н, Приказ № 787н), утратившим силу с 4 июня 2018 года.

Ниже, в настоящей статье будет представлена информация о различиях в старых и новых показателях.

Общее о независимой оценке

Независимая оценка качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – независимая оценка) является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления гражданам информации о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями, а также в целях повышения качества их деятельности. При этом, следует учитывать, что подобная оценка не осуществляется в целях контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также экспертизы и контроля качества медицинской помощи (ч. 1 ст. 79.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) (далее – ФЗ № 323-ФЗ).

К медицинским организациям, в отношении которых в обязательном порядке должна проводится независимая оценка, относятся медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности).

Проведение независимой оценки осуществляется общественными советами по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями (далее – общественные советы) не чаще чем 1 раз в год и не реже чем 3 раз в три года в отношении одной и той же медицинской организации (ч. 8 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Перечни медицинских организаций, в отношении которых проводится независимая оценка, подлежат утверждению такими общественными советами.

А перечень видов медицинских организаций, в отношении которых независимая оценка не проводится, утверждается Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете по проведению независимой оценки*.

*Примечание: обращаем внимание, что такой перечень был утвержден Минздравом России в Приказе от 28.04.2018 № 197н и вступает в силу 9 июня 2018 года.

В соответствии с названным приказом к медицинским организациям, в отношении которых не проводится независимая оценка качества условий оказания ими услуг относятся следующие:

  1. Лечебно-профилактические медицинские организации:
    • специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:
      • психиатрическая (стационар) специализированного типа;
      • психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;
    • дом ребенка, в том числе специализированный;
    • молочная кухня;
    • центры (в т.ч. детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:
      • вспомогательных репродуктивных технологий;
      • медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;
    • медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:
      • станция скорой медицинской помощи;
      • станция переливания крови;
      • центр крови.
  2. Медицинские организации особого типа:
    • центры:
      • медицинской профилактики;
      • медицины катастроф;
      • медицинский мобилизационных резервов «Резерв»;
      • медицинский информационно-аналитический;
      • медицинский биофизический;
      • военно-врачебной экспертизы;
      • судебно-медицинской экспертизы;
    • бюро:
      • медико-социальной экспертизы;
      • медицинской статистики;
      • патолого-анатомическое;
      • судебно-медицинской экспертизы;
    • лаборатории:
      • клинико-диагностическая;
      • бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза;
    • медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).
  3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
    • центры гигиены и эпидемиологии;
    • противочумный центр (станция);
    • дезинфекционный центр (станция);
    • центр гигиенического образования населения;
    • центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5 критериев оценки медицинской помощи

Отметим, что ФЗ № 323-ФЗ установлено, что независимая оценка предусматривает оценку условий оказания услуг по таким пяти общим критериям, как (ч. 2 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ):

  • открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • комфортность условий предоставления медицинских услуг, в т.ч. время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • доброжелательность, вежливость работников медицинской организации;
  • удовлетворенность условиями оказания услуг;
  • доступность медицинских услуг для инвалидов.

А показатели, характеризующие указанные общие критерии оценки, утверждаются Минздравом РФ с предварительным обсуждением на общественном совете (ч. 5 ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ).

Напомним, что нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке претерпели ряд существенных изменений в марте 2018 года (указанные изменения были внесены в ст. 79.1 ФЗ № 323-ФЗ Федеральным законом 05.12.2017 № 392-ФЗ). В рамках данных изменений, в частности, было осуществлено переименование независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями на независимую оценку качества условий оказания услуг медицинскими организациями. Также изменения были произведены в названные выше общие критерии оценки (они были дополнены критерием доступности медицинских услуг для инвалидов). С некоторыми иными изменениями в нормы ФЗ № 323-ФЗ о независимой оценке Вы можете ознакомиться в разделе 2 опубликованного ФАКУЛЬТЕТОМ МЕДИЦИЕНСКОГО ПРАВА Перечня нормативных правовых актов, вступающих в силу в 2018 году.

Отметим, что новые Показатели № 201н, утвержденные Приказом № 201н, были приведены в соответствие с указанными нововведениями.

О различиях Показателей № 201н и Показателей № 787н

Прежде всего считаем необходимым отметить, что из новых Показателей № 201н были убраны критерии расчета показателей и значения показателей в баллах, которые содержались в предыдущих Показателях № 787н.

Для наглядности представим пример показателя и критериев его оценки из утратившего силу Приказа № 787н:

ПоказателиЕдиница измеренияРасчет показателяЗначение показателя в баллах
Доступность записи на прием к врачу: по телефону, с использованием сети Интернет, в регистратуре лично, лечащим врачом на приеме при посещенииБаллы

Сумма баллов:

  • наличие - 1;
  • отсутствие - 0
  • наличие - 1;
  • отсутствие - 0
  • наличие - 1;
  • отсутствие - 0
  • наличие - 1;
  • отсутствие - 0
0-4

В новом же Приказе № 201н сохранены лишь непосредственно показатели, что, по нашему мнению, является разумным, поскольку норматив заявлен именно как показатели, характеризующие общие критерии независимой оценки, а не показатели и критерии их оценки.

Кроме того, существенным образом была изменена структура распределения показателей. Так, более нет деления показателей на показатели в рамках амбулаторных и стационарных условий (показатели стали едиными). Введена отдельная новая группа показателей, характеризующих доступность услуг для инвалидов. Группы показателей, характеризующих комфортность условий предоставления услуг и время ожидания предоставления медицинской услуги были объединены.

Указанные различия в структурах показателей по Приказам отражен в представленной ниже таблице:

По Приказу № 787нПо Приказу № 201н

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями:

I. В амбулаторных условиях:

  1. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации
  2. Показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения
  3. Показатели, характеризующие время ожидания предоставления медицинской услуги
  4. Показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации
  5. Показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации;

II. В стационарных условиях:

  1. Показатели, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации
  2. Показатели, характеризующие комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения
  3. Показатели, характеризующие время ожидания в очереди при получении медицинской услуги
  4. Показатели, характеризующие доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации
  5. Показатели, характеризующие удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации

Показатели, характеризующие общие критерии оценки качества условий оказания услуг медицинскими организациями, в отношении которых проводится независимая оценка:

  1. Показатели, характеризующие критерий «Открытость и доступность информации об организации»;
  2. Показатели, характеризующие критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги»;
  3. Показатели, характеризующие критерий «Доступность услуг для инвалидов»;
  4. Показатели, характеризующие критерий «Доброжелательность, вежливость работников медицинской организации»;
  5. Показатели, характеризующие критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг»

Также корректировки были произведены и непосредственно в отдельные показатели независимой оценки в рамках всех групп показателей.

Например, группа показателей, характеризующих критерий «Комфортность условий предоставления услуг, включая время ожидания предоставления медицинской услуги», была дополнена таким показателем, как обеспечение в медицинской организации комфортных условий оказания услуг: обеспечение лечебно-охранительного режима; отсутствие очередей; доступность записи на прием к врачу/направление на госпитализацию (по телефону медицинской организации, через кол-центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте медицинской организации, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru), при обращении в медицинскую организацию); наличие и доступность санитарно-гигиенических помещений; доступность питьевой воды; санитарное состояние.

Изменились также показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. Так, ранее таким показателем являлась доля потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации. В настоящее же время показатели, характеризующие доброжелательность и вежливость работников медицинской организации, были дифференцированы следующим образом:

  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги (работников регистратуры, справочной, приемного отделения, кабинета неотложной помощи, сопровождающих работников,) при непосредственном обращении в медицинскую организацию (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью медицинских работников, обеспечивающих непосредственное оказание медицинских услуг (в % от общего числа опрошенных получателей услуг);
  • доля получателей услуг, удовлетворенных доброжелательностью, вежливостью работников медицинской организации при использовании дистанционных форм взаимодействия (телефон, кол-центр, электронные сервисы (подача электронного обращения/часто задаваемые вопросы)) (в % от общего числа опрошенных получателей услуг).

Кроме того, из Приказа № 201н были исключены показатели, характеризующие компетентность работников медицинской организации (что, по нашему мнению, является разумным и логичным, поскольку подобная оценка может быть дана только лицами, обладающими специальными познаниями и компетенцией).

Будьте в курсе всех новостей.
Подписывайтесь на новости.
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.