Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
7 августа 2020

Минздрав ввел порядок осуществления контроля качества оказания медпомощи пациентам с COVID-19

2657
Минздрав ввел порядок осуществления контроля качества оказания медпомощи пациентам с COVID-19

Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекцией с каждым днем принимает все более стабильный характер, однако случаи заболевания все еще продолжают выявляться, а пациенты прибавляться. На этом фоне органы власти в сфере здравоохранения стали разрабатывать различные рекомендации и чек-листы.

Так, Роспотребнадзором РФ в апреле 2020 года были разработаны чек-листы для оценки системы эпидемиологической безопасности в медицинских организациях в условиях пандемии COVID-19 (для поликлиник и стационаров соответственно). Теперь и Минздрав России подготовил Письмо с рекомендациями по порядку осуществления контроля качества оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19 и соответствующими чек-листами (Письмо от 08.07.2020 № 30-4/1178) (далее – Письмо)).

Данное Письмо включает в себя:

  • Рекомендации по порядку осуществления контроля качества (далее – КК) оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19;
  • Проверочный лист. Анализ качества медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (чек-лист);
  • Проверочный лист. Анализ качества медицинской помощи пациентам 0-18 лет с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (чек-лист).

О главном в Письме

Рекомендации по порядку осуществления КК и соответствующие чек-листы распространяют свое действие на медицинские организации субъектов РФ.

КК осуществляется мобильными врачебными бригадами в следующем составе:

  • организатор здравоохранения (руководитель бригады),
  • врач-инфекционист или врач-пульмонолог,
  • врач-анестезиолог-реаниматолог,
  • врач-педиатр (при проверке качества помощи детям с новой коронавирусной инфекцией COVID-19),
  • врач-акушер-гинеколог (при проверке качества помощи беременным и родильницам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19).

Бригады формируются на основании распоряжения органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья (например, на основании распоряжения Департамента здравоохранения города Москвы), а количество бригад в регионе формируется с учетом числа медицинских организаций, оказывающих помощь пациентам с COVID-19 и количества пациентов, находящихся на лечении.

Примечание: однако не совсем ясно из каких сотрудников формируется данная бригада: штатных сотрудников медицинских организаций или специально предназначенных для осуществления данного КК сотрудников, формируемых органом исполнительной власти субъекта в сфере охраны здоровья?
Важно! Контрольные мероприятия проводятся во всех медицинских организациях, оказывающих помощь пациентам с COVID-19, не реже 1 раза в месяц.

При проведении контрольных мероприятий мобильные бригады должны использовать унифицированные проверочные листы (чек-листы), отражающие соответствие оказываемой помощи временным методическим рекомендациям Минздрава России «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции COVID-19».

Проверочные листы заполняются:

  • на каждый случай летального исхода;
  • каждый случай тяжелого течения заболевания;
  • выборочно на 5% случаев легкого и 10% случаев среднетяжелого течения заболевания.

По каждому случаю формируется заключение о наличии либо отсутствии нарушений в ведении пациента, перечисляются выявленные ошибки и недостатки. По завершении контрольных мероприятий в медицинской организации руководитель бригады в 5-дневный срок направляет итоговый отчет с анализом типичных ошибок и рекомендациями по их устранению в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья.

Однако возникает вопрос: к какому виду контроля относится данный вид КК оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19?

Так, в соответствии с п. 1 ст. 87 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323) контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в следующих формах:

  • государственный контроль (осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 12.11.2012 № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»);
  • ведомственный контроль (осуществляется в порядке, предусмотренном Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (далее – Приказ № 1340н));
  • внутренний контроль (осуществляется на основании Приказа Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности). *

* Документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 17.06.2020 № 868.

К контролю качества и безопасности медицинской деятельности также может быть отнесен и контроль качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании (п. 2 ст. 87 ФЗ № 323).

Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемый Минздравом России новый вид КК не может быть отнесен ни к одному из видов контроля качества и безопасности медицинской деятельности в рамках ст. 87 ФЗ № 323. Однако стоит заметить, что больше всего он «подобен» ведомственному контролю, так как проводится на основании распоряжения органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Тем не менее есть несколько «но»:

  • в таком случае он должен распространяться только на подведомственные на уровне субъектов медицинские организации и не может затрагивать федеральные и частные медицинские организации;
  • в Приказе № 1340н (на основании которого осуществляется ведомственный контроль) нет упоминания о проведении контроля с применением чек-листов, которые должны использоваться при проведении нового КК оказания медицинской помощи пациентам с COVID-19.

На основании изложенного, полагаем, что остается открытым вопрос о том, насколько в итоге предлагаемый Минздравом России контроль обязателен, тем более учитывая еще и то, что необходимость его проведения установлена письмом регулятора, которое не является нормативным правовым актом.

telegram kormed
Вам также будет интересно
Самая широкая база знаний по медицинскому праву.
Еще более 1750 статей.