Льготы медицинскому бизнесу, или Накося выкуси
В связи с сложившейся кризисной ситуацией на фоне COVID-19 представители различных ветвей власти регулярно анонсируют введение всевозможных мер поддержи бизнеса. Мы попытались разобраться в этих мерах и пришли к неутешительному, но вполне ожидаемому выводу о статусе таких стараний власти помочь подыхающему бизнесу – псевдомеры.
Льготы в части уплаты страховых взносов
Для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) введены льготы по страховым взносам на основании Федерального закона от 01.04.2020 №102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 102-ФЗ).
Указанные льготы начали действовать с 1 апреля 2020 года и распространяются на все субъекты МСП вне зависимости от отраслей их деятельности (т.е. и на медицинские организации, являющиеся субъектами МСП). Для применения льгот необходим факт включения организации/ИП в реестр субъектов МСП.
Так, с 1 апреля 2020 СМП будут платить страховые взносы по следующим пониженным тарифам в части выплат в пользу физического лица, определяемой по итогам каждого календарного месяца как превышение над величиной МРОТ, установленного на начало расчетного периода (ст. 5, 6 ФЗ № 102-ФЗ):
- на обязательное пенсионное страхование:
- в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10,0 % (ранее было 22 %);
- свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования – 10,0 % (ранее так же было 10 %);
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0,0 % (ранее было 2,9%);
- на обязательное медицинское страхование – 5,0 % (ранее было 5, 1 %).
Таким образом из указанного следует, что по пониженным ставкам страховые взносы будут уплачиваться не по всей зарплате, а только по той ее части, которая превышает МРОТ, а часть зарплаты, не превышающая МРОТ, продолжит облагаться взносами по прежним тарифам. С учетом классического для РФ размера «белых» зарплат,указанные льготы вряд ли станут действенной мерой поддержки для большей части предпринимателей, поскольку фактически суммы взносов снизятся весьма несущественно.
Однако отметим, что имеются и другие льготы, притом не только в части уплаты страховых взносов. Введены они Правительством РФ на основании полномочий, предоставленных ему ст. 1 ФЗ № 102-ФЗ.
Отсрочка по страховым взносам и налогам
Так, значительное количество различных мер поддержки бизнеса было введено на основании Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – ПП РФ № 409). В частности, им установлены льготы, связанные с отсрочками уплаты страховых взносов и налогов.
Данные льготы являются более ощутимыми, чем те, которые предусмотрены ФЗ № 102-ФЗ, если не считать того, что платить взносы и налоги все равно придется. Более того, применяются они не ко всем субъектам МСП, а лишь к тем, которые заняты в сферах деятельности, наиболее пострадавших в связи с распространением COVID-19. Отметим, что указанные сферы деятельности должны быть утверждены Правительством РФ в соответствующем перечне, который до сих пор не утвержден, поэтому достоверно определить круг льготников не представляется возможным.
В любом случае, смеем предположить, что отсрочка по уплате налогов и страховых взносов не будет распространяться на медицинские организации, поскольку последние относятся к немногочисленным видам организаций, которым было разрешено продолжить работу в период всеобщих нерабочих дней, а значит они вряд ли будут отнесены к наиболее пострадавшим. Об этом косвенно свидетельствует и то, что медицинская деятельность как таковая не фигурирует в Перечне № 434. Постановлением Правительства от 10.04.2020 № 479 в указанный перечень была включена только стоматологическая практика. Остается лишь надеется, что, хорошенько оглядевшись по сторонам, Правительство РФ узрит очевидность страдания всех отраслей в период эпидемии.
Отсрочка подачи налоговых деклараций
В то же время, важно отметить, что ряд иных льгот/послаблений, установленных ПП РФ № 409, будет распространяться и на медицинские организации (данные льготы не содержат ограничений в части субъектов-адресатов, в связи с чем, полагаем, что они распространяются на предпринимателей любых сфер (в т.ч. и тех, кто не относится к МСП и не признан пострадавшим от COVID-19)).
Такими льготами/послаблениями являются следующие:
- Продлено предоставление следующих налоговых деклараций, документов, пояснений и пр. (п. 3 ПП РФ № 409):
- на 3 месяца – налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по НДС), налоговых расчетов о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, расчетов сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март – май 2020 г.;
-
до 15 мая 2020 г. – налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г.
Внимание! ПП РФ № 409 уточнено, что указанные отсрочки не влекут продление сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам).
- на 20 рабочих дней – документов (информации), пояснений по требованиям к налогоплательщикам, плательщикам страховых взносов, налоговым агентам и страхователям о представлении документов (информации) пояснений, предъявляемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах/ФЗ № 125-ФЗ, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно;
- на 10 рабочих дней – документов (информации), пояснений по требованию о представлении документов (информации), пояснений, направляемому в рамках камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, при получении таких требований с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно.
- До 31 мая 2020 г. включительно будет приостановлено:
- вынесение решений о проведении/проведение уже назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Также приостановлено течение сроков, установленных в отношении таких проверок.
Примечание: при этом обращаем внимание, что камеральные проверки деклараций по НДС (например, при возврате налога из бюджета) никто не отменял, они будут проводиться как обычно.
- течение срока в 10 дней для составления акта при обнаружении налоговых нарушений (ст. 101.4 НК РФ);
- вынесение налоговыми органами решений о приостановлении операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств в соответствии с п. 3 и 3.2 ст. 76 НК РФ.
- Установлены также следующие послабления в части предоставления сведений:
- налоговые санкции за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ), совершенное в период с 1 марта до 31 мая 2020 г. включительно, не применяются, производство по таким нарушениям не осуществляется;
- ответственность за отказ в представлении или непредставление страховщику документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 26.31 ФЗ № 125-ФЗ), совершенный в период с 1 марта по 31 мая 2020 г. включительно, не применяется, производство по таким нарушениям не осуществляется;
- предельные сроки направления требования об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов увеличиваются на 6 месяцев;
- не применяются такие меры, как взыскание денег со счетов в случае неуплаты или неполной уплаты налога, приостановление операций по счетам и т.д. (все меры предусмотрены ст. 46 и 76 НК РФ) для случаев открытия банковских счетов организацией, осуществляющей медицинскую деятельность, включенную в перечень видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, для применения налоговой ставки 0 % по налогу на прибыль организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917, и осуществления такой организацией расходных операций в целях покупки медицинских изделий, указанных в абз. 3 пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, и медицинских товаров, указанных в пп. 4 п. 2 ст. 164 НК РФ, а также приостанавливается исполнение решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в части, в которой их исполнение влечет невозможность осуществления указанных в настоящем абзаце операций.
Приостановлении проверок госорганов
Отдельно также сообщаем, что 18 марта 2020 года Михаилом Мишустиным было дано поручение федеральным органам исполнительной власти приостановить до 1 мая 2020 года назначение всех проверок, в отношении которых применяются положения базового закона о проверках (а именно, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а также выездных налоговых и плановых выездных таможенных проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием для которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Вслед за этим появилось соответствующее Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 438, конкретизировавшее поручение премьер-министра.
Подводя итоги
Как следует из представленного, введенные к настоящему моменту меры поддержки предпринимателей на деле оказались фактической профанацией. Имущественных компенсаций как таковых нет, в лучшем случае незначительные послабления по уплате страховых взносов на заработную плату и отсрочка по уплате налогов и взносов, требование об оплате которых, стоит заметить, никто не отменял. Бизнес стонет, массово банкротится, толпа безработных кишит по улицам. Забавно, что при всем при этом государство посчитало возможным еще и обременить физических лиц новыми налоговыми обязательствами.
Так, напомним, что в своем обращении к гражданам 25 марта Президент В.В. Путин предложил ввести новый налог в 13 % для граждан, чей общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн рублей. По его словам, такое решение должно восстановить социальную справедливость: до сих пор подоходным налогом облагались, например, зарплаты, но (в большинстве случаев) не проценты, полученные богатыми с их вкладов1 (напомним, что на сегодняшний день «богатство» в 1 000 000 рублей – это почти «целых» 13 500 $ США). В итоге предложение Президента было услышано законодателем и соответствующие поправки (с определенными уточнениями) поспешно внесены в п. 7 ст. 214.1, ст. 214.2, п. 3 ст. 224 НК на основании ФЗ № 102-ФЗ (при этом вступят поправки в силу с 2021 года).
Таким образом, каждый занимается своим делом: Президент восстанавливает социальную справедливость, а страна с протянутой рукой ждет отсрочку по уплате налогов.
- 1 https://meduza.io/cards/putin-reshil-oblozhit-nalogom-vklady-bolshe-milliona-rubley-teper-vyyasnilos-chto-i-menshe-tozhe-kak-tak-vyshlo; http://kremlin.ru/events/president/news/63061
Еще более 1750 статей.