Оставить отзыв
Юридические услуги в здравоохранении
КОНСУЛЬТАЦИЯ:ЗАЯВКА
+7 495 789 43 38
8 800 77 00 728
Обратный звонок
Войти
23 декабря 2021

Кто защитит «самый дорогой ресурс здравоохранения»

1973

Кто защитит «самый дорогой ресурс здравоохранения»

В середине декабря в Москве от ножа пациента погиб врач-стоматолог. Который, как и другие медики, если верить словам министра здравоохранения Михаила Мурашко, был «самым дорогим ресурсом здравоохранения». Еще бы – на подготовку квалифицированного медицинского работника в зависимости от его специальности уходит от трех до девяти лет. И этот «ресурс» государство почему-то не торопится защищать. Законодательные инициативы по следам трагедий, когда жизни и здоровью врачей при исполнении профессиональных обязанностей причиняется порой непоправимый вред, – точечные и, к сожалению, не всегда точны.

13 декабря 59-летний житель Москвы, проходивший лечение в частной стоматологической клинике на Ясном проезде, нанес ножевое ранение врачу-стоматологу. Доктор был госпитализирован. Следственные органы возбудили уголовное дело о покушении на убийство. Позже из сообщения прокуратуры Москвы стало известно, что 41-летний врач от полученного ранения скончался в больнице. По данным СМИ, пациент не был удовлетворен качеством проводимого лечения.

За последние несколько месяцев это не первый случай нападения на врача. В октябре следственными органами сообщалось о возбуждении в Санкт-Петербурге уголовного дела в отношении пенсионера, который, находясь в хирургическом отделении больницы, ударил доктора ножом в грудь. Потерпевший выжил, ведется расследование.

Безусловно, действия этих пациентов еще подлежат тщательной оценке следственными органами, в том числе на предмет их вменяемости и истинных мотивов произошедшего.

Однако не стоит отрицать, что в «ковидное» время градус агрессии в обществе повышен. Врачи, особенно работающие в «красной зоне», валятся от усталости и не только физической. Тяжело общаться с родными умерших пациентов, а порой страшно от них же напрямую получать необоснованные обвинения и угрозы.

16 декабря, через три дня после трагедии в Москве, Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в контексте достижения национальной цели по увеличению продолжительности жизни до 78 лет, заметил, что медицинский работник – самый дорогой ресурс в системе здравоохранения. «Для того чтобы нам закупить оборудование – это максимум год при наличии средств. Чтобы отремонтировать или построить здание – год–два. Когда мы завершаем цикл, для того чтобы подготовить медицинского работника, – это значительно дольше – от трех до девяти лет может составлять этот период обучения», – сказал он.

А в профессиональном сообществе в очередной раз заговорили о необходимости принятия государственной программы по защите врачей, а также о разрешении хотя бы медикам скорой помощи защищаться от агрессии пациентов оружием или иными спецсредствами.

Безусловно, такие предложения затрагивают целый ряд законодательных аспектов, в том числе вопросы статуса медработников и повышения ответственности за преступления в отношении них, целесообразности в вопросе обеспечения врачей оружием, усиления охранного режима больниц и поликлиник и т. д.

Попытка не пытка

Вопрос законодательного закрепления статуса медицинского работника поднимался Минздравом РФ осенью 2016 года. В УК РФ предлагалось ввести уголовную ответственность за нападение на медработников, так как такое преступление несет угрозу нарушения права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Ведь даже из-за минимального вреда, причиненного здоровью медработника, он какое-то время не сможет выполнять свою трудовую функцию. Однако до логического завершения дела – принятия закона – не дошло.

Наказание предлагалось установить в следующих видах и размерах (сроках):

  1. за неопасное для жизни и здоровья насилие или угрозу его применения в отношении медицинского работника в связи с осуществлением им профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи:
    • штраф – до 200 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
    • принудительные работы – до 5 лет;
    • арест – до 6 месяцев;
    • лишение свободы – до 5 лет;
  2. за опасное для здоровья насилие в отношении медработника при исполнении им профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи:
    • лишение свободы – до 10 лет;
  3. за посягательство на жизнь медицинского работника при осуществлении им профессиональных обязанностей по оказанию медицинской помощи:
    • лишение свободы – от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо пожизненное лишение свободы.

В 2019 году в КоАП РФ и УК РФ появились поправки, которые установили административную и уголовную ответственность за воспрепятствование деятельности медработника в какой бы то ни было форме по оказанию медицинской помощи (федеральные законы от 26.07.2019 № 229-ФЗ, от 26.07.2019 № 206-ФЗ).

В административном порядке по ст. 6.36 КоАП РФ (при отсутствии признаков преступления) за воспрепятствование профессиональной деятельности медработника грозит штраф от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Уголовная ответственность за подобное преступление предусмотрена лишь в том случае, если по неосторожности причинен тяжкий вред или смерть пациенту. Максимальное наказание – лишение свободы до 4 лет (ст. 124.1 УК РФ).

Если «какая бы то ни было форма воспрепятствования» выразится, например, в избиении врача или его убийстве, что повлечет вред здоровью пациента или его смерть, тогда оба преступления (в отношении врача и пациента) будут квалифицироваться в совокупности. Между тем по прошествии двух лет практики рассмотрения судами уголовных дел по данной статье как таковой нет, поскольку доказать причинно-следственную связь между действиями по воспрепятствованию медицинской помощи и смертью пациента практически невозможно.

Кроме того, конкретно медика «при исполнении» она не защищает. Если же медработнику в этом случае будет причинен вред, преступника накажут по общим уголовным нормам, вполне обходясь и без этой статьи. На этом можно было бы успокоиться и признать, что существующие сегодня законодательные ресурсы в полной мере защищают медработника от противоправного поведения, а в случае чего – практику еще наработают. Однако не стоит забывать, что за «наработкой практики» в уголовно-правовом смысле стоят жизни и здоровье конкретных людей, более того, для формирования практики необходима надлежащая теория – рабочий закон. Также никогда не лишним будет напомнить, что медработники выполняют свою работу и гарантии за профессиональные риски, которым все чаще они подвергаются, не предполагаются.

Врач силовику не товарищ

В мае 2021 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о статусе медработника, предлагалось приравнять его к правовому положению силовиков. Проблемными выглядели, в частности, уже первые строчки проекта поправок к федеральному закону № 323-ФЗ о распространении государственных гарантий, связанных с повышением правового статуса медиков, только на работников государственной системы здравоохранения, но не частной. В таком разделении представителей одной профессии усматривался дискриминационный подход. О несостоятельности законопроекта мы подробно рассказывали в статье «Медиков приравняли к силовикам, а Минздрав спутали с адвокатским бюро. Новые инициативы Госдумы».

Как показала трагедия в Москве, вопрос защиты медработника при исполнении профессиональных обязанностей, увы, не перестает быть актуальным и требует конструктивной дискуссии. При этом инициативы о поправках в целях госзащиты медиков равно как и мнения о том, что ничего в законах менять не стоит, должны быть подвергнуты фундаментальной и системной проработке.

Единственное, чего можно ожидать с почти стопроцентной уверенностью, это того, что после возникающих вопросов об усилении охранного режима больниц (поликлиник), такие расходы законодатель предложит возложить на медорганизации.

telegram kormed