Импланты трижды не прижились – виноваты ли стоматологи?
Пациентка стоматологии перенесла три установки и три последующих удаления одних и тех же имплантов. В сухом остатке на месте зубов так и остались лишь лакуны, поэтому пациентка потребовала вернуть ей деньги, ведь результата лечения она не увидела. Стоматология с этим не согласилась, и дело дошло до суда, где его разбирали три инстанции. На чью сторону встала Фемида – читайте в данном материале.
Имплантировали, имплантировали, да не выимплантировали…
Пациентка обратилась в стоматологию с жалобами на установленные в другой клинике импланты двух зубов. Врачи сразу обратили внимание пациентки на серьезные погрешности в имплантах, исправить которые было предложено двумя способами: либо путем установления новых имплантов с извлечением прежних конструкций, либо установкой съемных протезов.
Пациентка настояла на первом варианте, а далее все пошло не по плану, поскольку импланты не прижились. Весь курс лечения прошел в несколько этапов:
- удаление прежних имплантов;
- установка новых имплантов;
- удаление новых имплантов;
- повторная имплантация;
- повторное удаление обоих имплантов.
По итогу пациентка осталась без имплантов вовсе, в связи с чем направила стоматологии претензию с требованием вернуть все затраченные на лечение средства. Клиника возвращать деньги отказалась, поэтому пациентка обратилась с иском в суд.
Как приживалась сталь
Истица заявила о нарушении двух ее прав как потребителя – права на качество оказываемых услуг и права на своевременное предоставление информации об услугах.
По мнению пациентки, весь ход лечения был неправильным и у врачей не было оснований как для удаления имплантов, так и для повторной имплантации. Также истица обвинила клинику в непредоставлении полной информации о последствиях медицинского вмешательства и альтернативных способах лечения.
Для разрешения вопроса о качестве медуслуг была назначена судебно-медицинская экспертиза, выводы которой оказались на стороне клиники. Эксперты установили, что никаких нарушений при оказании медпомощи допущено не было, выбранная тактика лечения являлась правильной и противопоказания к постановке имплантов отсутствовали.
Необходимость неоднократного удаления имплантов с последующим установлением новых конструкций эксперты объяснили объективными причинами – импланты всегда вызывают ответную воспалительную реакцию организма и точно предугадать успешность их установки невозможно. Соответственно, всегда сохраняется риск того, что импланты могут не прижиться, в связи с чем их придется удалять.
Судья первой инстанции: «Знаете, я и сам своего рода стоматолог»
Но эксперты в заключении допустили на первый взгляд безобидную формулировку, указав, что в рамках последней имплантации альтернативным способом лечения могло стать установление съемного протеза. За эту фразу зацепился судья, придя к собственному «экспертному» выводу: вторично проведенная имплантация не была необходимой, поэтому в пользу истицы следует взыскать потраченные на нее денежные средства.
Кроме того, суд определил, что ответчик не предоставил истице полной информации о возможных последствиях повторного протезирования, а также не уведомил пациентку об альтернативных способах протезирования. Вдобавок ко всему, ответчик не доказал и факт отказа истицы от установления съемного протеза.
Легким движением судейского усмотрения ответчику не помогли даже судмедэксперты, и с клиники решением суда первой инстанции были взысканы средства, связанные с расходами на второе протезирование.
Кто на что учился – напомнили в апелляции
Присужденная истице сумма оказалась значительно меньше изначально заявленной, так как нарушения суд усмотрел лишь в одном медицинском вмешательстве из всех проведенных. Тем не менее клиника настаивала на своей полной невиновности, в связи с чем обратилась с жалобой в апелляционную инстанцию.
При рассмотрении жалобы тройка судей урезонила коллегу из нижестоящей инстанции. Судье объяснили, что в отсутствие специальных знаний в области медицины и при наличии заключения судмедэкспертов о том, что медпомощь оказывалась надлежаще, его вывод об отсутствии необходимости вторично проведенной имплантации является необоснованным.
Помимо этого, указание в экспертном заключении на возможное альтернативное протезирование (в виде установки съемной конструкции) само по себе не свидетельствует о том, что при повторном протезировании ответчик допустил какие-либо нарушения, из-за которых не прижились импланты.
ИДС – наше все
«Апелляционный каток» прошелся и по выводам о непредоставлении истице информации о последствиях медицинского вмешательства и альтернативных способах лечения. Суду достаточно было обратить внимание на имеющиеся в материалах дела информированные добровольные согласия на медицинские вмешательства, подписанные пациенткой.
Из этих документов следует, что истицу каждый раз ознакомляли и с методами лечениями, и с возможными последствиями в виде неприживания имплантов, и с альтернативным вариантом лечения в виде установки съемных протезов, но она все равно предпочитала установку новых имплантов. Собственно, все эти факты сама истица подтверждала еще в одном из первых судебных заседаний, о чем нижестоящий суд почему-то позабыл.
Таким образом, в апелляции решение суда первой инстанции было отменено, а в удовлетворении исковых требований пациентке на этот раз отказано в полном объеме. Следующая жалоба в вышестоящую инстанцию, что логично, поступила уже от истицы, но и кассационный суд остался непреклонен, оставив в силе апелляционное определение.
Выводы
В данном деле налицо два важных аспекта в медицинских спорах, позволяющие клиникам «отбиваться» от необоснованных исков пациентов:
- объективные факторы, из-за которых может наступить неблагоприятный исход лечения;
- правильное ведение медицинской документации.
Благодаря первому в вопросах качества медуслуг удается напомнить суду, что каждое медицинское вмешательство сопряжено с риском причинения пациенту определенного вреда, который может наступить даже при безупречных действиях врача.
При оказании медпомощи многое зависит от индивидуальных особенностей организма, который в силу биологических причин априори отторгает едва ли не любую медицинскую процедуру. Такое отторжение сопровождается естественными биологическими реакциями, по поводу которых зачастую и начинаются тяжбы.
Второй аспект в линии защиты по медицинским спорам позволяет опровергнуть претензии истца его собственной подписью в документах. Также правильное ведение медицинской документации обеспечивает наиболее объективные выводы судмедэкспертов, которые проводят свое исследование в том числе на основании медицинских карт пациентов. Соответственно, путаница и неразбериха в медицинских картах даже при фактической правильности действий врачей может стать причиной для неблагоприятных выводов со стороны экспертов, а это зачастую сродни автоматическому проигрышу дела.
Еще более 1750 статей.