В конце 2024 г. Правительство РФ и Роскомнадзор выпустили документы, регламентирующие регистрацию владельцев страниц, аудитория которых в социальной сети превышает 10 тысяч подписчиков.
Практически все медицинские организации сегодня ведут аккаунты в социальных сетях. Государственные и муниципальные клиники обязаны это делать в соответствии с федеральным законом, а частные выбирают SMM для более эффективного продвижения своих услуг. Также новые требования актуальны для медицинских блогеров.
Постановлениие Правительства РФ от 28.12.2024 № 1963 и Приказ Роскомнадзора от 10.12.2024 г. № 238 – подзаконные акты, принятые для выполнения новых положений Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», внесенных Федеральным законом от 08.08.2024 № 303-ФЗ, в целях деанонимизации владельцев значимых страниц (пабликов) в социальных сетях.
Новые требования не только для блогеров
Нововведения обязывают владельцев персональных страниц, аудитория которых превышает десять тысяч пользователей, сообщать в Роскомнадзор сведения о себе. Ведомство, в свою очередь, ведет Реестр страниц, владельцы которых выполнили обязанность по самоидентификации, а также не допускают размещения запрещенной или нарушающей требования законодательства информации.
Изменения затронули не только российских пользователей (физических и юридических лиц), но и иностранных, которые имеют аккаунты в соцсетях из реестра РКН. Соответственно, медицинские организации, аптеки, производители медицинских изделий и лекарственных препаратов и другие участники рынка, у которых есть персональные страницы с большим количеством подписчиков, должны регистрироваться в Реестре Роскомнадзора.
Как происходит регистрация
Порядок формирования и ведения Реестра разрабатывался Роскомнадзором довольно долго, утвержден Приказом 10 декабр...
Реестр социальных сетей ведет Роскомнадзор. Сейчас в нем 13 позиций: Likee, TikTok, YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, LiveJour№al, «Пикабу», Pi№terest, Rutube, «Дзен», Twitch и Yappy. Именно на них распространяются новые требования. Соцсети, заблокированные в России, в реестр не входят.
Физические лица должны раскрыть свою личность: указать ФИО и свои контактные данные – номер телефона и адрес электронной почты. Также надо указать номер телефона, который используется для ведения страницы в соцсети.
При заполнении формы заявки не указываются паспортные данные, адрес регистрации и прочие сведения, но они, безусловно, становятся доступны ведомству при авторизации на портале Госуслуг. От требования указывать IP-адрес, используемый для ведения страницы, ведомство отказалось.
Юридические лица сообщают в заявке информацию о себе и о представителе, который ведет страницу.
В случае нарушения нового требования к рекламе возможна административная ответственность по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ: штраф 2– 2,5 тыс. руб. на гражданина, 4– 20 тыс. руб. на ИП, и 100– 500 тыс. рублей на юридическое лицо.