Уже пятый год в РФ действует всем известный Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее – ФЗ № 15), который достаточно резко ограничил медицинские организации по данному вопросу. Контролирующие органы не первый год осуществляют проверки за соблюдением его требований. Кроме того, данный закон присутствует и во многих перечнях актов надзорных органов, соблюдение которых они оценивают при проведении мероприятий по контролю (Приказ РЗН от 27.04.2017 № 4043, Перечень актов, утвержденный РПН).
Однако вопрос о том, насколько полномочны определенные органы осуществлять данные проверки за медицинскими организациями остается открытым и по сей день.
Об обязанностях медицинской организации в разрезе ФЗ № 15
Прежде чем перейти к обсуждению проблемы осуществления государственного контроля в указанной сфере, необходимо напомнить какие обязанности возложены на медицинские организации по соблюдению ФЗ № 15 (ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15):
- соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п.п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15);
- соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п.п. 1 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15);
- обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (п.п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15);
- предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака (п.п. 4 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15).
Что подразумевает под «осуществлением контроля за соблюдением норм», установленного п.п. 2 ч. 2 ст. 10 ФЗ № 15, з...