vk target
 
logo
22 апреля 2022

Отказ пациента от лечения и оплата издержек клинике: судебная практика

logo
Автор:
  • 688
  • 0
права пациентов медицинская организация судебная практика отказ от договора
Отказ пациента от лечения и оплата издержек клинике: судебная практика

При оказании медицинских услуг пациент может по той или иной причине отказаться от договора, например найти более подходящую медорганизацию или прервать лечение. Каков порядок возмещения пациентом издержек и расходов клинике? Отвечаем на вопросы и анализируем судебную практику.

Безусловное право на отказ от договора

Согласно ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичное положение содержится в ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» и п. 22 Правил оказания платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 №1006.

Данная норма является императивной, поскольку не допускает ограничения или лишения заказчика права на отказ от договора. Более того, не имеют значения уважительность причин и момент отказа – он возможен как до начала, так и в процессе оказания услуги. Поэтому крайне рискованно включать в договоры с пациентами различные санкции (неустойку, штраф, возмещение упущенной выгоды и т. д.) при отказе пациента от договора.

Высший арбитражный суд РФ указал, что право на односторонний отказ нельзя ограничивать в договорах с потребителями (слабой стороной договора), что следует из абз. 4 п. 9 постановления Пленума от 14.03.2014 №16 «О свободе договора и ее пределах». Данная норма применима и к договорам с пациентами.

Таким образом, в судебной практике сложился компромисс: исключить право на односторонний отказ нельзя, ограничить – можно (но не для потребителей).

Фактически понесенные расходы

Понятие и состав фактически понесенных расходов законодатель не раскрывает.

Фактически понесенные расходы – это расходы, которые исполнитель успел понести, приступив к оказанию услуг. При этом фактически понесенные расходы не могут превышать цену договора, т. е. превышать вознаграждение исполнителя (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу №88-6314/2020).

Фактически понесенные расходы и убытки – разные правовые понятия. Убытки являются одной из мер гражданско-правовой ответственности и возникают в результате нарушения права. Но пациент, отказываясь от договора, реализует свое право, а значит, включение в договор условий о возмещении исполнителю убытков является ничтожным.

Приведем примеры из судебной практики.

  1. Изготовление стоматологических и/или ортопедических конструкций, имплантов, протезов и т. п. Клинике необходимо доказать фактически понесенные расходы, возникшие при исполнении договора. Например, подтвердить актами выполненных работ со сторонней лабораторией. (решение Зюзинского районного суда от 16.12.2019 по делу №2-6202/2019).

    Медорганизации следует внимательнее формулировать условия договора с пациентом.

    Приведем пример. Клиникой в договоре было установлено, что «пациент имеет право отказаться от дальнейшего лечения с обязательной оплатой того лечения, которое уже проведено, при этом предоплата за изготовление каких-либо стоматологических и/или ортопедических конструкций не возвращается». Суд признал это условие ущемляющим права потребителя (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2021 №09АП-43720/2021 по делу №А40-88832/2021).

    Приведенное условие не конкретизирует, что данные затраты являются фактически понесенными расходами, которые подлежат возмещению пациентом на момент отказа от договора. Более того, медорганизация не представила суду доказательств заказа конструкций.

  2. Простой лечащего врача (оплата труда медработников). Клиника включила в договор условие об обязанности заказчика (пациента) информировать о невозможности явки на прием не менее чем за 24 часа, в противном случае он обязан оплатить простой лечащего врача и медицинского персонала в размере 300 рублей в час. Медорганизация в качестве доказательства представила расчет фактически понесенных расходов при неинформировании пациентом о неявке на прием. Суд посчитал данное условие правомерным (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 по делу №А60-44780/2015).
    Следует отметить, что из судебного акта не совсем ясно, в рамках какого договора оплачивался простой лечащего врача и медперсонала. Можно предположить, что речь шла о трудовом договоре, поскольку оплата времени простоя является трудовой гарантией.
    Однако на практике суды не признают заработную плату сотрудникам фактически понесенными расходами исполнителя, которые можно взыскать с заказчика, отказавшегося от договора. В данном случае заработная плата является обязанностью работодателя в рамках текущей деятельности организации (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 по делу №Ф08-8599/07).
  3. Оказана часть запланированных услуг в рамках плана лечения или по абонементу. Важно, чтобы фактически понесенные расходы были рассчитаны исходя из стоимости услуг в рамках плана лечения или абонемента, а не пересчитаны по цене разовых услуг или с отменой предоставленной скидки.

    Так, между клиникой и пациентом был заключен договор по системе абонемента, т. е. посредством оплаты определенного объема услуг. Пациент посетил 16 из 42 предусмотренных абонементом приемов и уведомил клинику об отказе от договора. Однако договор содержал условие, согласно которому при отказе пациента от договора расчет фактически оказанных услуг производится как при разовых посещениях. При таком условии клиника оказывается в значительном плюсе.

    Суд указал на то, что фактические понесенные расходы не могут превышать цену договора (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу №88-6314/2020).

    Условие об отмене скидки и пересчете услуг, оплаченных по системе абонемента при отказе пациента от договора, суды также расценивают как санкцию за отказ и ущемление прав потребителя (решение Перовского районного суда от 28.08.2018 по делу №2-3436/2018).

Как возместить?

Порядок возмещения пациентом расходов клинике при отказе от договора выглядит так:

  1. Получение уведомления об отказе пациента от договора. Договор прекращается с момента получения данного уведомления.
  2. Обоснование и представление доказательств фактически понесенных расходов (накладные, платежные поручения, договоры с третьими лицами, акты оказанных услуг и т. д.). Данные расходы должны быть подтверждены документально и реализованы в целях оказания услуг пациенту.
  3. Если пациент согласен добровольно возместить фактические расходы и ранее вносил предоплату, то клиника должна вернуть ее за вычетом данных расходов.
  4. Если пациент не согласен с доказательствами фактических расходов в досудебном порядке, клиника имеет право обратиться в суд.

Следует помнить, что есть категории расходов, которые суды не признают как фактически понесенные. В частности, это внутренние затраты организации, издержки исполнителя по всему объему услуг (хотя оказана лишь часть) и вознаграждение (доход организации за вычетом фактических расходов) (определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.03.2020 по делу №88-6314/2020).

К расходам, которые нельзя взыскать, суды относят следующие:

  1. Арендная плата, за исключением случаев, если помещение было арендовано исключительно для оказания услуг по конкретному договору. Данное исключение неприменимо к медорганизациям ввиду обязанности осуществлять деятельность по адресу, указанному в лицензии, что предполагает закрепление помещения на постоянной основе.
  2. Заработная плата работников, за исключением вознаграждения исполнителям, привлеченным по гражданско-правовому договору непосредственно для оказания услуг (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 09.01.2008 по делу №Ф08-8599/07).
  3. Расход на бланки строгой отчетности, которые медорганизация приобретает в рамках текущей деятельности (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу №А29-5340/2013).
  4. Иные внутренние издержки.
  5. Упущенная выгода, представляющая собой разновидность убытков и являющаяся мерой гражданско-правовой ответственности, которая не может быть применена за реализацию права на отказ от договора.

Таким образом, при отказе пациента от договора клиника имеет право потребовать возмещения фактически понесенных расходов, которые уже успела понести в рамках оказания услуг. При этом на практике взыскать данные расходы довольно непросто. В случае судебного разбирательства медорганизация должна представить документальные доказательства и обосновать необходимость несения затрат.

Клинике следует помнить, что включение в договор на оказание платных медицинских услуг условий, ущемляющих права пациента как потребителя, является основанием для административной ответственности по п. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. А в случае проигрыша судебного дела административный штраф будет дополнен штрафом за неудовлетворение требований потребителя и компенсацией морального вреда.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Комментарии
Задать вопрос