vk target
 
logo
08 апреля 2021

Комфортно, быстро и легко, или О том как наказали онкодиспансер за рекламу медицинских услуг

logo
Автор:
  • 1653
  • 0
Комфортно, быстро и легко, или О том как наказали онкодиспансер за рекламу медицинских услуг

На примере судебного кейса рассматриваем некоторые особенности, связанные с рекламой медицинской услуг. В частности, как отличить рекламу от информационной вывески, а также какие существуют признаки рекламы.

К рекламе медицинских услуг предъявляются «особенные» требования. Однако медицинские услуги в этом не одиноки, так как с ними в одной лодке еще плывут медицинские изделия и лекарственные препараты.

Например, согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг и медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

ФАС подобные нарушения ФЗ «О рекламе» обнаруживает легко и непринужденно - о чем далее на примере судебного спора, в котором оказался местный онкологический диспансер (дело № А31-3/2020).

Фабула дела

Местная антимонопольная служба в ходе осуществления государственного надзора за рекламой выявила на билборде онкодиспансера ненадлежащую рекламу:

«слева - изображение женского тела, справа - надпись «все виды гинекологических операций бесплатно по полису ОМС», ниже в столбик - надпись «малоинвазивный доступ, органосохраняющее лечение, быстрое и легкое восстановление, лечение в соответствии с европейскими стандартами, пребывание в палатах повышенной комфортности», рядом - графическое изображение ОГБУЗ «КОД» с надписью «костромской онкологический диспансер», ниже - надпись «г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 19, +7 910 191 47 67».

Антимонопольный орган посчитал данную информацию рекламой медицинских услуг, потому что:

  • информация адресована неопределенному кругу лиц;
  • информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (все виды гинекологических операций) и к лицу, их оказывающему (онкодиспансер);
  • информация формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования, включая продвижение его на рынке.

А так как реклама распространялась с нарушением вышеупомянутой ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», то есть без положенного предупреждения, то решением Костромской УФАС реклама онкодиспансера была признана ненадлежащей. Также онкодиспансеру было выдано предписание об устранении нарушения.

Онкодиспансер не согласился с таким решением и обратился в суд. Медицинское учреждение настаивало, что информация на билборде не является рекламой и размещена исключительно в целях обратить внимание людей к состоянию своего здоровья, необходимости профилактики заболеваний, и что в онкодиспансере медицинская помощь оказывается по ОМС.

Все инстанции, вплоть до кассации, не согласились с онкодиспансером, посчитав решение и предписание антимонопольного органа законным и обоснованным.

Выводы суда

Суд, отказывая онкодиспансеру в признании актов антимонопольного органа недействительными, отменил следующее:

  • В подобных спорных ситуациях необходимо определить - является ли информация на билборде рекламой или представляет собой информационную вывеску. От наличия или отсутствия признаков рекламы зависит правомерность вынесения решения антимонопольным органом.
  • Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.
  • ФЗ «О рекламе» не распространяется на некоторые виды информации, в том числе на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федерльным законом, в т.ч. на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Например, в соответствии с Законом о защите прав потребителей до потребителя должно быть доведено наименование организации, место ее нахождения и режим работы. Такая информация размещается на вывеске и не является рекламой, т.к. ее назначение – известить неопределенное количество лиц о местонахождении и режиме работы компании с учетом требований действующего законодательства. И даже если такая информация приведена не в полном объеме – это само по себе не влечет признания ее рекламой.

Также не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг.

Отличие вывески от рекламы заключается в том, что ее целью является не формирование или поддержание интереса к ее обладателю и способствование реализации услуг, а информирование о наличии юридического лица как такового.

Отличие вывески от рекламы
  • При оценке того, обладает ли информация рекламным характером, анализу подлежат использованные при ее выполнении средства и их способность влиять на общее восприятие гражданином.

Суд резюмировал, что в данном конкретном деле манера исполнения позволяет признать, что соответствующее оформление информации на билборде онкодиспансера направлено на привлечение внимания потребителей, формирование положительного представления о реализуемых услугах, необходимого для их продвижения и поддержания интереса. В частности, это формируется путем указания на:

  • доступность медицинских услуг (бесплатно по полису ОМС);
  • качество услуг (малоинвазивный доступ, органосохраняющее лечение, быстрое и легкое восстановление, лечение в соответствии с европейскими стандартами);
  • улучшенный сервис (пребывание в палатах повышенной комфортности).

Вышеизложенное позволило Суду прийти к выводу, что информация на билборде онкодиспансера является рекламой. Более того, рекламой именно медицинских услуг, т.к. объект рекламирования - «все виды гинекологических операций». При этом, в нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», на билборде не было обязательной предупредительной информации, которая должна быть явно выражена.

В итоге, Суд поддержал антимонопольный орган, согласившись с тем, что информация на билборде онкодиспансера является ненадлежащей рекламой медицинских услуг, размещенной без соответствующего предупреждения.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
4 990 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
9 990 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
1 990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Есть вопросы? Задайте их юристу!
Задать вопрос