
На примере судебного кейса рассматриваем некоторые особенности, связанные с рекламой медицинской услуг. В частности, как отличить рекламу от информационной вывески, а также какие существуют признаки рекламы.
К рекламе медицинских услуг предъявляются «особенные» требования. Однако медицинские услуги в этом не одиноки, так как с ними в одной лодке еще плывут медицинские изделия и лекарственные препараты.
Например, согласно ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг и медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
ФАС подобные нарушения ФЗ «О рекламе» обнаруживает легко и непринужденно - о чем далее на примере судебного спора, в котором оказался местный онкологический диспансер (дело № А31-3/2020).
Фабула дела
Местная антимонопольная служба в ходе осуществления государственного надзора за рекламой выявила на билборде онкодиспансера ненадлежащую рекламу:
«слева - изображение женского тела, справа - надпись «все виды гинекологических операций бесплатно по полису ОМС», ниже в столбик - надпись «малоинвазивный доступ, органосохраняющее лечение, быстрое и легкое восстановление, лечение в соответствии с европейскими стандартами, пребывание в палатах повышенной комфортности», рядом - графическое изображение ОГБУЗ «КОД» с надписью «костромской онкологический диспансер», ниже - надпись «г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 19, +7 910 191 47 67».
Антимонопольный орган посчитал данную информацию рекламой медицинских услуг, потому что:
- информация адресована неопределенному кругу лиц;
- информация направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (все виды гинекологических операций) и к лицу, их оказывающему (онкодиспансер);
- информация формирует и поддерживает интерес к объекту рекламирования, включая продвижение его на рынке.
А так как реклама распространялась с нарушением вышеупомянутой ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», то есть без положенного предупреждения, то решением Костромской УФАС реклама онкодиспансера была признана ненадлежащей. Также онкодиспансеру было выдано предписание об устранении нарушения.
Онкодиспансер не согласился с таким решением и обратился в суд. Медицинское учреждение настаивало, что информация на билборде не является рекламой и размещена исключительно в целях обратить внимание людей к состоянию своего здоровья, необходимости профилактики заболеваний, и что в онкодиспансере медицинская помощь оказывается по ОМС.
Все инстанции, вплоть до кассации, не согласились с онкодиспансером, посчитав решение и предписание антимонопольного органа законным и обоснованным.
Выводы суда
Суд, отказывая онкодиспансеру в признании актов антимонопольного органа недействительными, отменил следующее:
- В подобных спорных ситуациях необходимо определить - является ли информация на билборде рекламой или представляет собой информационную вывеску. От наличия или отсутствия признаков рекламы зависит правомерность вынесения решения антимонопольным органом.
- Признаком рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту рекламирования для продвижения его на рынке, поддержать интерес к нему и закрепить его образ в памяти потребителя.
- ФЗ «О рекламе» не распространяется на некоторые виды информации, в том числе на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федерльным законом, в т.ч. на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Например, в соответствии с Законом о защите прав потребителей до потребителя должно быть доведено наименование организации, место ее нахождения и режим работы. Такая информация размещается на вывеске и не является рекламой, т.к. ее назначение – известить неопределенное количество лиц о местонахождении и режиме работы компании с учетом требований действующего законодательства. И даже если такая информация приведена не в полном объеме – это само по себе не влечет признания ее рекламой.
Также не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте оказания услуг.
Отличие вывески от рекламы заключается в том, что ее целью является не формирование или поддержание интереса к ее обладателю и способствование реализации услуг, а информирование о наличии юридического лица как такового.

- При оценке того, обладает ли информация рекламным характером, анализу подлежат использованные при ее выполнении средства и их способность влиять на общее восприятие гражданином.
Суд резюмировал, что в данном конкретном деле манера исполнения позволяет признать, что соответствующее оформление информации на билборде онкодиспансера направлено на привлечение внимания потребителей, формирование положительного представления о реализуемых услугах, необходимого для их продвижения и поддержания интереса. В частности, это формируется путем указания на:
- доступность медицинских услуг (бесплатно по полису ОМС);
- качество услуг (малоинвазивный доступ, органосохраняющее лечение, быстрое и легкое восстановление, лечение в соответствии с европейскими стандартами);
- улучшенный сервис (пребывание в палатах повышенной комфортности).
Вышеизложенное позволило Суду прийти к выводу, что информация на билборде онкодиспансера является рекламой. Более того, рекламой именно медицинских услуг, т.к. объект рекламирования - «все виды гинекологических операций». При этом, в нарушение ч. 7 ст. 24 ФЗ «О рекламе», на билборде не было обязательной предупредительной информации, которая должна быть явно выражена.
В итоге, Суд поддержал антимонопольный орган, согласившись с тем, что информация на билборде онкодиспансера является ненадлежащей рекламой медицинских услуг, размещенной без соответствующего предупреждения.
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения