Идет пациент в суд и просит взыскать с клиники деньги за вред здоровью, перелечивание и еще всякие разные убытки и расходы. Среди таких требований обязательно будет компенсация морального вреда. И бывает так, что суд отказывает пациенту в основном требовании, например в возмещении вреда здоровью, но при этом взыскивает с клиники моральный вред, а затем еще и штраф. Почему так происходит и как действовать клиникам – разбираемся на примерах из судебной практики.
Практика взыскания с клиник компенсации морального вреда продолжает нарастать в геометрической прогрессии, обретая все новые формы реализации. Суды вносят свою лепту, принимая противоположные друг другу решения. Итог зачастую один: клиника компенсирует пациенту моральный вред, даже если диагноз был верный, а лечение – правильное. Откуда берет начало данная проблема – рассуждаем далее.
Юридический бред про моральный вред
Судебная практика показывает, что по большинству медицинских дел пациенты в рамках одного иска требуют возмещения как имущественного, так и морального вреда. И как мы играем словами в заголовке, так и суды жонглируют требованием о компенсации морального вреда – взыскивают его с клиник, когда в основном требовании пациенту отказали. Что еще неприятно, к такой компенсации морального вреда иногда цепляется 50%-ный штраф по Закону о защите прав потребителей (ЗоЗПП).
Согласно ч. 6 ст. 13 ЗоЗПП, если клиника добровольно не удовлетворила претензию пациента о возмещении вреда, то заплатит штраф в размере 50% от суммы, которую суд взыщет в пользу пациента. То есть штраф не назначается сам по себе, а только при удовлетворении других требований пациента. По штрафу тоже немало дискуссий, особенно в части его применения при оказании медпомощи по ОМС.
И юрист скажет: из норм Гражданского кодекса РФ и ЗоЗПП следует, что требование о компенсации морального вреда может быть самостоятельным, поэтому его и взыскивают. И будет прав с одним НО – моральный вред в таком случае не должен заявляться ист...