Нередко пациент не приходит на запланированный прием или просит перенести его, предупреждая об этом слишком поздно, а иногда и вовсе хочет отказаться от лечения. В связи с этим медицинские организации пытаются финансово обезопасить себя, включая в договор об оказании платных медицинских услуг положения о задатке, предоплате или «штрафах» для пациентов. Насколько такие приемы правомерны в ситуации пропуска приема врача или отказа от лечения и как разрубить этот гордиев узел, рассмотрим в статье.
Я ждала тебя, так ждала…
Часто у клиник возникает вопрос: что делать, если пациент не приходит на запланированный прием и не предупреждает об этом? Как быть, если срок действия договора закончился, а план лечения не удалось реализовать по вине пациента: он не выполнил необходимые исследования, не сдал анализы, не посетил смежного специалиста, консультация которого была необходима для дальнейшего лечения? Неужели никак нельзя «наказать» пациента?
Отвечаем: можно, но осторожно…
У пациента есть не только права, но и обязанности. Одной из них по договору платных медицинских услуг (далее – договор ПМУ) может быть предупреждение о любых обстоятельствах, мешающих реализовать услугу, в том числе заблаговременно сообщить клинике о невозможности прийти на прием за определенное количество часов.
Кроме того, согласно ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе … правила поведения пациента в медицинских организациях. Типовых правил внутреннего распорядка (далее – ПВР) для пациентов на сегодняшний день нет. В связи с этим будет нелишним помимо договоров с пациентами разработать собственные ПВР и включить в них условия об обязательном информировании клиники пациентом, когда он не сможет прийти...