Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, действующим на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Основными функциями Росприроднадзора являются контроль и надзор в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы. Росприроднадзор также осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Данное ведомство находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Структура Росприроднадзора
Федеральную службу по надзору в сфере природопользования возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. В настоящее время руководителем Росприроднадзора является Кириллов Владимир Владимирович.

В подчинении руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования находятся Управление делами и правового обеспечения, Отдел кадров, государственной службы и профилактики коррупционных правонарушений, а также помощник руководителя и четыре заместителя, возглавляющие соответствующие подразделения: Управление государственного надзора, надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира, Управление разрешительной деятельности, Управление государственного экологического надзора, Управление экономики и финансов.
На федеральном уровне Росприроднадзор представлен департаментами в восьми федеральных округах Российской Федерации:
- Департамент по Дальневосточному федеральному округу;
- Департамент по Приволжскому федеральному округу;
- Департамент по Северо-Западному федеральному округу;
- Департамент по Сибирскому федеральному округу;
- Департамент по Уральскому федеральному округу;
- Департамент по Центральному федеральному округу;
- Департамент по Южному федеральному округу;
- Департамент Росрироднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Правовая основа деятельности Росприроднадзора
При осуществлении своей деятельности Росприроднадзор руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Структурные подразделения и отделы Росприроднадзора действуют на основании Положений, утвержденных приказами Росприроднадзора.
Основные полномочия Росприроднадзора
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования обладает обширным кругом полномочий в установленной сфере деятельности, в частности, в сфере осуществления контроля и надзора:

- в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также среды их обитания;
- в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
- за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
- за использованием и охраной водных объектов (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов);
- за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;
- за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
- государственный земельный контроль в пределах своих полномочий;
- за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий РФ в области водных отношений с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, в том числе в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий в области государственной экологической экспертизы с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий;
- за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и иные полномочия;
Функции Росприроднадзора
В своей деятельности Росприроднадзор выполняет функции:

- Административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;
- федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал;
- федерального органа исполнительной власти, уполномоченного выдавать в установленной сфере деятельности заключения о возможности уничтожения, способе и месте уничтожения товаров для помещения таких товаров под таможенную процедуру уничтожения;
Разрешения, выдаваемые Росприроднадзором
Также Федеральная служба занимается выдачей в установленном порядке различных разрешений на:

- использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
- содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, а также на содержание и разведение иных объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
- акклиматизацию новых для фауны Российской Федерации объектов животного мира, переселение объектов животного мира в новые места обитания, на гибридизацию объектов животного мира;
- ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;
- выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух;
- транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ;
- создание объектов размещения отходов в пределах своей компетенции
- иные разрешения в соответствие с законодательством РФ;
Контроль Росприроднадзора за медицинскими организациями
Как видно из вышеперечисленного, Росприроднадзор имеет достаточно широкий спектр полномочий, который затрагивает многие сферы деятельности. Что касается его взаимодействия именно с медицинскими организациями, одной из основных функций Росприроднадзора является контроль деятельности по обращению с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами. В соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Роприродонадзор согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.

На сегодняшний день данная деятельность, к сожалению, остается до конца не урегулированной на законодательном уровне. Так, в соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами лечебно-профилактических учреждений (далее – ЛПУ) регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, в то время как в отношении биологических отходов и отходов ЛПУ до сих пор не существует федерального закона, поэтому данный аспект требует отдельного рассмотрения.
Понятие биологических отходов
Понятие «биологические отходы» представлено в Ветеринарно-санитарных правилах сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации от 04.12.95 № 13-7-2/469 (далее - Правила), а также в ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения» (далее - ГОСТ).

В соответствии с п.1.2 Правил биологическими отходами являются трупы животных и птиц, в т.ч. лабораторных; абортированные и мертворожденные плоды; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо- рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Также понятие «биологические отходы» определено в п. 3.23 ГОСТ, согласно которому биологическими отходами являются биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.
Понятие медицинских отходов (отходов ЛПУ)
В настоящий момент понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» (далее – отходы ЛПУ) не установлено в связи с утратой силы «СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ. Санитарные правила и нормы». Данные санитарные нормы определяли правила сбора, хранения, переработки, обезвреживания и удаления всех видов отходов ЛПУ, под которыми понимались все виды отходов, образующиеся в: больницах, (общегородских, клинических, специализированных, ведомственных, в составе научно-исследовательского, учебного институтов), поликлиниках (в т.ч. взрослых, детских, стоматологических), диспансерах; станциях скорой медицинской помощи; станциях переливания крови; учреждениях длительного ухода за больными; научно-исследовательских институтах и учебных заведениях медицинского профиля; ветеринарных лечебницах; аптеках; фармацевтических производствах; оздоровительных учреждениях (санаториях, профилакториях, домах отдыха, пансионатах); санитарно-профилактических учреждениях; учреждениях судебно-медицинской экспертизы; медицинских лабораториях (в т.ч. анатомических, патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, физиологических); частных предприятиях по оказанию медицинской помощи.

Кроме того, с вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» понятие «лечебно-профилактическое учреждение» утратило силу.
Тем не менее, в ч.1 ст.49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) приведено понятие медицинских отходов, к которым относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
Классификация медицинских отходов
Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:

- класс «А» - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
- класс «Б» - эпидемиологически опасные отходы;
- класс «В» - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
- класс «Г» - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
- класс «Д» - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Требования к обращению с медицинскими отходами, которым медицинские организации должны неукоснительно следовать, устанавлены в СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», в которых четко прописаны:
- требования к организации системы обращения с медицинскими отходами;
- требования к сбору медицинских отходов;
- способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В;
- требования к условиям временного хранения (накопления) медицинских отходов;
- требования к организации транспортирования медицинских отходов.
Также согласно п.5.2.114 Положения о Минздраве России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 608, Минздрав России осуществляет полномочия по принятию нормативных правовых актов по классификации, правилам сбора, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации медицинских отходов.
Лицензирование деятельности по обращению с медицинскими и биологическими отходами
Статьей 9 Закона № 89-ФЗ установлено требование обязательного получения лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности в соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).

Однако, в силу того, что понятие «отходы лечебно-профилактических учреждений» не установлено, поскольку ранее устанавливающий его СанПиН 2.1.7.728-99. 2.1.7. утратил силу. А со вступлением в силу приказа Минздрава России от 06.08.2013 № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» понятие «лечебно-профилактическое учреждение» утратило силу, отходы ЛПУ согласно Закону № 323-ФЗ стали относиться к медицинским отходам и соответственно регулироваться законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»). При этом, обращение с биологическими отходами регулируется Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
Исходя из изложенного, отношения в области обращения с биологическими отходами, отходами ЛПУ (медицинскими отходами) не подлежат регулированию Законом № 89-ФЗ и Законом № 99-ФЗ, и выдача разрешительной документации (в частности паспортов на медицинские отходы), равно как и иные требования экологического нормирования в области обращения с данными видами отходов неправомерна. Также следует то, что деятельность по обращению с медицинскими и биологическими отходами в РФ лицензированию не подлежит. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), паспортизация медицинских отходов, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в основном не имеет и не может иметь отношение к деятельности медицинских организаций, так как нормы Федерального закона № 89 не распространяются на отходы ЛПУ (медицинские отходы в целом).
Проверки Росприроднадзора
В целях выполнения своих функций Росприроднадзор может проводить проверки медицинских организаций. Но в силу того, что на сегодняшний день деятельность медицинских организаций в области обращения с медицинскими и биологическими отходами лицензированию не подлежит и медицинские организации на предмет обращения с отходами выведены из сферы действия ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления», то проверки Росприроднадзора в основном, проводятся в отношении охраны атмосферного воздуха, недропользования. Это касается обычно только крупных медицинских организаций (например, больницы), у которых функционируют участки по обращению с отходами, используется собственный автотранспорт, имеется система локальных очистных сооружений, пр.

Существует два вида проверок: плановая и внеплановая проверка. По форме проверка может быть документарной и выездной. Основания для плановой проверки Росприроднадзора или внеплановой проверки Росприроднадзора установлены Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
По результатам проведения плановой (внеплановой) проверки составляются акт проверки Росприроднадзора. Может быть выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации. Также в результате проведения проверки должностное лицо Росприроднадзора может выявить обстоятельства для возбуждения дела об административном правонарушении, вследствие чего будет составлен протокол об административном правонарушении, а в результате рассмотрения дела - постановление по делу об административном правонарушении. По итогам рассмотрения дела может быть назначено административное наказание в соответствие с Кодексом об административных правонарушений РФ.
Справочная информация
Росприроднадзор | |
Единая справочная Росприроднадзора по общим вопросам | 8 (800) 234-74-54 |
Сайт | http://rpn.gov.ru/ |
Центральный аппарат Федеральной службы по надзору в сфере природопользования | |
Почтовый адрес | 123995, г.Москва, ул.Б.Грузинская, д.4/6 |
Факс | (499) 254-58-88 |
Телефон Росприроднадзора для справок по входящей корреспонденции | (499) 254-50-72 |
Телефон Росприроднадзора для справок по исходящей корреспонденции | 499) 254-67-38 |
Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу | |
Адрес | 117105, г.Москва,Варшавское шоссе, 39а |
info@rpn-cfo.ru | |
Приёмная | (499) 611-34-24 |
Факс | (499) 611-04-38 |
Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу | |
Адрес | 191014, г.Санкт-Петербург, Литейный пр-т, 39 |
dsc@dsc.nw.ru | |
приемная | (812) 579-84-93 |
тел./факс приемной | (812) 579-84-94 |
Департамент Росприроднадзора по Южному федеральному округу | |
Адрес | 344090, г.Ростов-на-Дону, пр-т Стачки, 200/1, корп.3 |
rpn@dpryug.ru | |
Телефон | (863) 210-16-03 |
Факс | (863) 210-16-08 |
Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу | |
Адрес | 357601, Ставропольский край, г.Ессентуки, ул.Шмидта, 74а |
prirodaskfo@yandex.ru | |
тел./факс | (87934) 2-13-86 |
Департамент Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу | |
Адрес | 603000, г.Нижний Новгород, ГСП-165, ул.М.Горького, 150 |
dr@drpfo.ru | |
Приемная | (831) 233-34-44 |
Тел./факс | (831) 233-34-50 |
Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу | |
Адрес | 620014, г.Екатеринбург, ул.Вайнера, 55 |
control.nadzor@gmail.com | |
Приемная, тел./факс | (343) 257-22-81 |
Департамент Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу | |
Адрес | 630099,г.Новосибирск, ул.Каменская, 74 |
kontrol@sibdgk.ru | |
Приёмная, тел./факс | (383) 201-15-40 |
Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу | |
Адрес | 680000, г.Хабаровск, ул.Л.Толстого, 8 |
dgk@drpn-dfo.ru | |
Телефон | (4212) 32-51-79 |
тел./факс | (4212) 32-51-79 |
по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения