logo
 
logo
15 марта 2017

О новом в госконтроле: мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и немного о контрольной закупке

logo
Автор:
  • 6300
  • 0

Продолжая тему изменений, внесенных в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ-294), в настоящей статье мы затронем еще ряд нововведений – введение мероприятий по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами, а также легализация контрольной закупки. Что касается второго, то, как говорится, новое – это хорошо забытое старое.

О новом в госконтроле:  мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и немного о контрольной закупке

Напоминаем, что изменения в базовый закон о проверках были внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 277-ФЗ и вступают в силу 01 января 2017 года.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами

С 1 января 2017 года деятельность по контролю органами надзора будет осуществляться не только посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ЮЛ/ИП), но и посредством организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с ЮЛ/ИП (далее – мероприятия без взаимодействия).

Мероприятия по контролю без взаимодействия с проверяемыми лицами

К мероприятиям без взаимодействия относятся:

  • плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации;
  • другие виды и формы мероприятий по контролю, установленные федеральными законами (на сегодняшний день еще не приняты).

Задание на проведение мероприятий без взаимодействия

Мероприятия без взаимодействия проводятся органами государственного надзора (контроля) в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя контролирующего органа.

Задание на проведение мероприятий без взаимодействия

Порядок оформления и содержание таких заданий, и порядок оформления должностными лицами результатов мероприятия без взаимодействия, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются органами власти, уполномоченными принимать базовые нормативные акты для контролирующих органов.

Отметим, что на сегодняшний день пока ни одного подобного порядка органами власти не принято.

Последствия мероприятий без взаимодействия

Одно из последствий мероприятий без взаимодействия будет являться направление предостережения ЮЛ/ИП (часть 6 статьи 8.3 ФЗ № 294). Направляется оно в случаях, когда контролирующий орган имеет сведения о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований. Стоит отметить, что Правила составления и направления такого предостережения должны быть утверждены Правительством РФ (на сегодняшний день не приняты).

Стоит отдельно затронуть тему признаков нарушений обязательных требований. Законодательством не установлено понятия «признаки нарушения требований», и что под этим будет подразумеваться опять остается не ясным.

Более того, подобного разъяснения не содержит и Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядка уведомления об исполнении такого предостережения».

При объявлении предостережения лицу предлагают принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора).

Дополнительное основание для внеплановой проверки

Второе последствие рассматриваемых мероприятий по контролю изложено в части 5 статьи 8.3 ФЗ № 294 состоит в том, что если будет выявлено нарушение нормативных требований, то проверяющие должностные лица должны:

Дополнительное основание для внеплановой проверки
  • Принять меры по пресечению нарушений (в пределах своей компетенции);
  • Направить руководителю (заместителю руководителя) органа госконтроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки.

Таким образом, выходит, что теперь появляется новое основание для проведения внеплановой проверки (в связи с чем в часть 2 статьи 10 ФЗ № 294 внесены соответствующие изменения), притом организованное самостоятельно органом надзора. Это очень печальный факт, так как раньше органы надзора, желая по тем или иным причинам провести в отношении ЮЛ или ИП внеплановую проверку, могли организовать только административное расследование, техническая реализация которого имеет много сложностей. Теперь же основание для внеплановой проверки может быть «состряпано» закулисно и основано, по сути, только на субъективном желании органа надзора провести такую проверку.

Положительным моментом является то, что проверка, проводимая по данному основанию, требует согласования с прокуратурой согласно части 5 статьи 10 ФЗ № 294.

Об индикаторах риска

Исходя из совокупного анализа пунктов 5.1 статьи 2, пункта 2.1 статьи 10 ФЗ № 294 следует, что «толчком» для проведения мероприятий без взаимодействия будут являться индикаторы риска, которые представляют собой параметры, соответствие которым или отклонение от которых, сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием ля проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю.

Об индикаторах риска

Указанные параметры должны быть утверждены соответствующими органами власти, уполномоченными принимать акты по вопросам осуществлении надзора (контроля) в соответствующей сфере деятельности (на сегодняшний день пока не приняты).

Индикаторы риска также будут использоваться и при проведении проверок методом риск – ориентированного подхода (устанавливаться на основании положения о федеральном государственном контроле (надзоре). При этом указанные параметры будут использоваться для необходимости проведения внеплановой проверки на основании пункта 2.1 части 2 статьи 10 ФЗ № 294, а также дополнительного мероприятия по контролю – контроль самих индикаторов риска.

Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.

Контрольная закупка

Статьей 16.1 ФЗ №294 введено еще одно новое мероприятие, а именно, контрольная закупка, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Контрольная закупка

Отметим тот факт, что контрольная закупка не является на самом деле новым мероприятием, это скорее хорошо забытое старое, от которого надзорная Россия отошла уже около 10 лет назад.

Когда и как можно проводить контрольную закупку?

Из совокупного анализа части 2 и 3 статьи 16.1 ФЗ № 294, следует, что контрольная закупка как мероприятие по контролю будет проводится при обязательном наличии двух условий:

  • исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов контроля (в настоящее время ни в одном федеральном законе по вопросам проведения надзора (контроля) подобное мероприятие не введено);
  • по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок.
Контрольная закупка, проводимая по основаниям, установленным для проведения внеплановых выездных проверок, должна быть согласована с органами прокуратуры.

Напоминаем, что основания для проведения внеплановой выездной проверки установлены частью 2 статьи 10 ФЗ № 294. Таковыми могут быть:

  • истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения.
  • приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
  • иные.

Более подробно обо всех основаниях внеплановой выездной проверки можно ознакомиться в статье «Основание и предмет проверок».

Контрольная закупка при проведении плановых проверок с применением риск – ориентированного подхода

Контрольная закупка также может быть проведена и при проведении плановых проверок в рамках риск – ориентированного подхода.

Контрольная закупка при проведении плановых проверок с применением риск – ориентированного подхода

При этом такое мероприятие по контролю может проводится в том случае, если предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора). Однако, на сегодняшний день пока таких актов не принято.

Более подробно о плановых проверках с применением риск – ориентированного подхода можно узнать из статьи: «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)».

Акт о проведении контрольной закупки

О проведении контрольной закупки составляется акт, который предоставляется проверяемому лицу для подписания лишь в случае выявления нарушений. Второй экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу незамедлительно.

Акт о проведении контрольной закупки

Особенности проведения контрольной закупки

Проводится подобное мероприятие без предварительного уведомления проверяемых лиц и в присутствии 2 свидетелей либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Полный текст материала доступен только
по подписке
Доступ к платным сервисам kormed.ru
На год без обзора НПА*
2 490 Р
Оформить
На год с обзором НПА*
4 890 Р
Оформить
На месяц без обзора НПА*
990 Р
Пробная подписка
Попробовать
Приобретая подписку к информационным сервисам нашего сайта, вы получаете неограниченный доступ к уникальной базе статей, аналитических заключений и записок, рубрике «вопрос-ответ» и иным сервисам сайта. А также возможность сохранять все необходимые материалы в личном кабинете и использовать иные его функциональные возможности.

* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения

Комментарии0
Есть вопросы? Задайте их юристу!
Вам также будет интересно
5896
0
Проверки органами надзора
Страховой надзор
3843
0
Комментарии