Народный контроль в здравоохранении является видом общественного контроля за исполнением медицинскими и (или) фармацевтическими организациями требований, установленных действующим законодательством.

Данный вид контроля не заменяет собой государственный (муниципальный) контроль, осуществляемый органами публичной администрации и направлен на:
- Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере здравоохранения;
- Повышение качества медицинской помощи, производимых и реализуемых товаров (лекарственных средств и медицинских изделий);
- Выявление нарушений медицинскими (фармацевтическими) организациями требований, установленных действующим законодательством;
- Привлечение к ответственности медицинских (фармацевтических) организаций при нарушении требований, установленных законодательством.
Правовое регулирование народного контроля
Граждане для осуществления народного контроля вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения (ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

Деятельность общественных объединений (ассоциаций, союзов) регулируется Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ). В данном законе прямо не закреплено право общественных объединений (их ассоциаций, союзов) на проведение и осуществление проверок в отношении иных хозяйствующих субъектов.
Однако в соответствии со ст. 27 Закона № 82-ФЗ законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных их видов.
Так Законом от 07 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) установлен порядок взаимодействия общественных организаций с органами надзора в сфере защиты прав потребителей, меры по защите прав потребителей, права общественных организаций при осуществлении народного контроля, в том числе в сфере здравоохранения.
Права общественных объединений потребителей
Для осуществления своих уставных целей общественные объединения вправе (ст. 45 Закона «О защите прав потребителей»):

- Участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
- Проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
- Осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
- Распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей;
- Вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
- Участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
- Иные права в соответствии с п. 2 ст.45 Закона «О защите прав потребителей».
-
Действия объединений по защите прав потребителей
- Подача в органы надзора заявлений о возникновении угрозы причинения или причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде..., а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Внесение в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности медицинских (фармацевтических) организаций, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей;
- Обращение в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов органов публичной администрации, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
- Подача в суд заявлений в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей.
Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Одной из мер, принимаемой при выявлении нарушений прав неопределенного круга потребителей, является обращение в суд с иском о прекращении противоправных действий медицинской (фармацевтической) организацией в отношении неопределенного круга потребителей (ст. 46 Закона о защите прав потребителей).

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Возмещение судебных расходов при защите неопределенного круга потребителей
Одновременно с удовлетворением иска, предъявленного общественным объединением потребителей (их ассоциацией, союзом) суд принимает решение о возмещении всех понесенных по делу судебных издержек, а также иных возникших до обращения в суд и связанных с рассмотрением дела необходимых расходов, в том числе расходов на проведение независимой экспертизы в случае выявления в результате проведения такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам) (абз. 4 ст. 46 Закона о защите прав потребителей).

Также при удовлетворении судом требований, суд взыскивает с изготовителя (продавца) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований в пользу общественных объединений потребителей (их ассоциации, союзы) штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом (п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Ограничения при осуществлении народного контроля
При осуществлении народного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от медицинских и (или) фармацевтических организаций представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом.

Роспотребнадзор в своем Письме от 29.06.2005 № 0100/4938-05-32 «О полномочиях общественных объединений потребителей» указывает, что основными ошибками при проведении проверочных мероприятий представителями общественных объединений потребителей следует считать:
- Требования о предъявлении трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
- Проверку соблюдения санитарных правил и норм;
- Проверку наличия документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
- Проверку правильности применения контрольно-кассовых машин.
- Проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю.
Также в вышеназванном Письме Роспотребнадзора обращено внимание на то, что общественные объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.
Отличия народного контроля от государственного (надзора) контроля
- Общественные объединения (ассоциации, союзы), осуществляющие народный контроль, не являются органами публичной администрации и не обладают публичными полномочиями;
- Представители общественных объединений не вправе требовать ознакомления с учредительными документами организации, входить в иные, кроме торгового зала, вестибюльной группы помещения организации без разрешения должностных лиц медицинской (фармацевтической) организации. Должностные лица организации не обязаны как-либо реагировать на действия представителей таких общественных объединений, не обязаны знакомиться и/или подписывать какие-либо документы, составленные ими, и т.д.
- При осуществлении народного контроля акты и иные документы, в том числе предписания об устранении нарушений не являются обязательными для медицинских (фармацевтических) организаций, носят рекомендательный характер;
- Акты и иные документы общественных объединений (ассоциаций, союзов) не являются основанием для возбуждения дел об административном правонарушении. Однако данные документы могут являться основанием для проведения внеплановых проверок органами контроля (надзора). В случае рассмотрения судом административных дел, возбужденных органами контроля по инициативе общественных объединений (ассоциаций, союзов), акты и иные документы общественных объединений могут являться доказательствами.
Защита прав медицинских (фармацевтических) организаций при осуществлении народного контроля
Защита прав медицинских (фармацевтических) организаций осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

по подписке
* Обзор НПА - это регулярная подборка наиболее важных нормативных документов и судебной практики в сфере здравоохранения